Для чего же существует такое множество психологических защит? Очевидно, если бы описанные их виды были достаточно надежны, то у людей не было бы проблем – во всяком случае, проблем психологических. Или хотя бы не возникало необходимости прибегать к помощи психотерапевта для их разрешения; в крайнем случае психотерапевту оставалось бы лишь обучить пациента их применению. Нетрудно видеть, что большинство перечисленных психологических механизмов, призванных играть защитную роль, по сути являются инфантильными, так как повторяют определенные черты детского поведения. Еще Фрейд говорил о «недостаточной зрелости» большинства видов психологической защиты, связанных с «детским» способом мышления (т. н. первичным процессом). Происходит это по той причине, что формируются они в далеком детстве, когда наше сознательное «Я» (Эго), еще слабое по сравнению с инстинктивно-подсознательным «Оно», пытается найти способы управлять необузданными влечениями последнего. (С точки зрения Фрейда, именно неравномерность психического развития, разрыв между более ранним формированием подсознательных структур личности и более поздним созреванием ее сознательных составных частей создает предпосылки для формирования неврозов. Этот механизм представляет собой наиболее уязвимое звено человеческой психики, является ее эволюционно-обусловленной «ахиллесовой пятой»).
К более же зрелым и соответственно «взрослым», конструктивным видам психологической защиты принято относить сублимацию, или направление психической энергии – которая в условиях внутрипсихического конфликта ищет, но не находит для себя выхода – в новое русло, на какую-либо полезную, адаптивную деятельность. Тем самым разрядка вытесненных, неудовлетворенных подсознательных желаний происходит через активную деятельность, что собственно и соответствует поведению зрелой личности. Сублимация достигается либо спонтанно, либо благодаря вмешательству психотерапевта, «наставившего на путь истиный». Здесь можно упомянуть, к примеру, способствующие сублимации в повседневной жизни рекомендации по планированию поведения и достижению жизненных целей в поведенческой психокоррекции или сублимацию творчеством в терапии творческим самовыражением по М. Е.Бурно.
К способам психологической защиты (самопомощи), которым человеку необходимо учиться, относится осознанное отреагирование (аффективная разрядка).