Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств » Психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа

А. Лоуэн пояснял последнее следующим образом: «Одним из удивительных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности, которая в свою очередь, возникает из попытки найти любовь. Большинство детей… считают, что эта потеря произошла из-за того, что они не смогли заслужить эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство любви в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур энергичны, строптивы».

Одним из последствий такого детского стереотипа поведения во взрослом возрасте является формирование так называемого поведения типа А (по М. Фридмену и А. Розенману), предрасполагающего к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и других психосоматических расстройств. Детская гиперактивность перерастает со временем в суетливость и вечную спешку, ускоренный темп жизни и работы, навязчивый и излишне напористый стиль общения (привычка перебивать собеседника, интонационное давление на него). Сюда же добавляются и работоголизм, и самое главное – гипертрофированная состязательность, стремление всегда и во всем быть первым, чтобы заслужить признание окружающих… как следствие детского стремления обратить на себя внимание родителей и заслужить их любовь. Это имеет и характерные телесные проявления, такие как повышение тонуса определенных групп мышц (мышцы рук, лица), неправильный стереотип дыхания с усиленным вдохом (Сидоренко Г. И. и др., 1982), то есть склонность к перевозбуждению.

Говоря же о взглядах психоанализа на механизмы образования психосоматических симптомов, нужно отметить взаимосвязь последних с психологической защитой. В психоаналитической трактовке, создавая телесные страдания, подсознание с их помощью приобретает «вторичную выгоду». Болезнь удобна для подсознания, так как дает возможность обрести контроль над сферой сознания, дает возможность подобным способом, основанном на искаженной, как в кривом зеркале, логике доказать свою правоту во внутреннем конфликте.

Рассматривая психоаналитические представления с точки зрения сегодняшнего дня, необходимо заметить, что вторичная выгода не обязательно связана с символическим содержанием болезненных телесных проявлений. В болезни человек извлекает для себя вторичную выгоду различным способами, в том числе получая «социальную награду» – внимание окружающих – просто за демонстрацию зависимого и беспомощного поведения (Нельсон-Джоунс Р., 2002), вызывающего жалость и сочувствие окружающих. Подобные стереотипы поведения, в частности, выражены у пожилых людей, помещаемых в лечебные учреждения (Baltes М., 1988) – очевидно, в связи с возрастным регрессом, инфантилизацией («возврат в детство»). Соответственно подобное поведение свойственно и для детей, так же как и для людей взрослых, но обладающих чертами инфантильной личности, особенно демонстрирующих истероидно-детские черты характера.

Нетрудно видеть, что с описанной точки зрения психосоматические расстройства представляют собой результат срыва либо продукт извращенного функционирования механизмов психологической защиты. Напомним вкратце основные варианты психологических защит, описанные еще основоположником психоанализа З. Фрейдом:

Психологические защиты, связанные с внутриличностным уровнем представления психологической проблемы

1. Подавление - попытка сознания как бы забыть неприемлемые или фрустрирующие желания и мысли, них, избавиться от них, вытесняя травматичный материал в глубины бессознательного.

2. Отрицание – попытка игнорировать очевидные факты, отрицать их действительный смысл (если предыдущий способ психологической защиты оказался недостаточно действенным).

3. Рационализация - попытка найти утешительное логическое объяснение происшедшим огорчительным событиям (если неэффективными оказались оба предыдущих способа)..

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы