Психологические защиты, связанные с возрастным личностным развитием
8. Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время довольно «детский», примитивный вариант защиты. Это временный уход от реальной жизни в мир фантазий, в котором воображаемый герой добивается справедливости и выходит победителем из всех конфликтных ситуаций.
9. Регрессия - прямой «возврат в детство», точнее временный переход к псевдо-детской логике и стилю поведения.
10. Фиксация - приостановка психологического развития на одной из «детских» стадий («не хочу быть взрослым»), препятствующая принятию на себя ответственности и способствующая сохранению инфантильных черт личности («оральный» или «анальный» характер).
Психологические защиты, связанные с адаптивной деятельностью
11. Отреагирование - «выпуск пара» путем трансформации неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более приемлемые для индивида.
12. Сублимация - наиболее совершенный вариант психологической защиты, когда тот же адаптивный результат достигается в процессе активной деятельности, одобряемой обществом – например, путем направления энергии на работу, творчество.
Сублимация – наиболее ярко в методе терапии творческим самовыражением по М. Е.Бурно).
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз (необходимо вспомнить про его психоаналитическое прошлое) привел описание еще нескольких видов стереотипных психологических реакций (универсальных невротических реакций, упомянутых нами ранее), которые близки к вышеперечисленным. Однако они рассматривались Перлзом не как механизмы защиты, а напротив, как нарушения взаимодействия внутреннего «Я» с внешней средой. При этом некоторые патологические психологические реакции по Перлзу совпадают с фрейдовскими «защитами» – например, проекция и изоляция (вытеснение). Среди дополнительных видов упомянем:
Интроекция - некритичное, неразборчивое усвоение человеком чужих взглядов, мнений, установок (наподобие того, как маленький ребенок некритично усваивает все, что говорят взрослые). В результате в психике человека могут присутствовать одновременно несколько противоречивых или взаимоисключающих мнений, что приводит к развитию внутреннего конфликта. Эти фрагменты, являющиеся источником конфликта, именуются интроектами и представляют собой чужеродные для личности, внедренные в нее в раннем детстве родительские установки и поучения.
Слияние (конфлуенция) - близкий к вышеописанному механизм, благодаря которому человек настолько проникается установками другой личности, что становится от нее психологически зависимым. Он как бы живет чужим мнением, теряет собственное «Я», сливается с другим человеком (вспомним чеховскую «Душечку»). Это аналогично тому, как детское незрелое еще «Я» стремится к слиянию со взрослым, родительским.
Дефлексия (уклонение) - уход от общения с окружающими, закрытость (поведение испуганного или застенчивого ребенка), либо уход от искренности – надевание на себя маски, формальность контактов под видом заинтересованности в общении, разыгрывание демонстративной роли (детское игровое общение), либо уход от конфликтов и стремление всячески их заглаживать, гипертрофированный конформизм (поведение послушного ребенка).
Ретрофлексия - в тех случаях, когда человек сталкивается с невозможностью, запретом удовлетворения каких-либо своих стремлений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию на себя самого (эффект бумеранга).