Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств » Психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа

Обучение некоторым способам именно такого отреагирования собственно и составляет сущность телесно-ориентированной психокоррекции.

Можно представить, что многочисленные незрелые защитные механизмы порой не только не помогают разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Особенно наглядно это видно в близости фрейдовских «защитных» и перлзовских «патологических» психологических реакций. Тем самым мы приходим к выводу о том, что важнейший источник существующих у человека психологических проблем (особенно связанных со стрессом) – это «пережитки прошлого». Имеется в виду его собственное прошлое, или «островки детства» внутри взрослой личности.

Почему это происходит? Дело в том, что описанные стереотипы поведения, как и многие другие, усваиваются человеком в детстве путем «социального научения» (А. Бандура), иначе говоря – простого подражания, бездумного копирования чужих образцов поведения. Но если для ребенка с его наивными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», эти защитные механизмы могут быть достаточными, то во взрослой жизни, к сожалению, они зачастую оказываются  недостаточно действенными. В конечном счете это является следствием того, что в современной культуре (по крайней мере, европейской) не принято специально обучать ребенка «технике безопасности» обращения с собственными чувствами, приемлемым способам управления ими, за исключением запрета на открытое выражение отрицательных эмоций (по принципу «не выносить сор из избы»). Эти вопросы культуры эмоций, которая по сути должна прививаться каждому человеку с пеленок,  общественным мнением просто умалчиваются или обходятся стороной. В итоге приемы разрядки отрицательных эмоций у ребенка складываются стихийно, сами собой. Эти детские реакции психики и сохраняются в дальнейшем на всю жизнь в форме психологических защит, или следуя терминологии Э. Берна, типичных «детских игр», в которые взрослых людей заставляет играть подсознание – обиженный или бунтующий «внутренний ребенок». Отсюда и та задача, которую решает психотерапия – с помощью возрастной регрессии помочь пациенту почувствовать и осознать ненадежность привычных,  по сути «детских» психологических защит и заменить их «взрослой», сознательной и эффективной стратегией коммуникации сознания и подсознания, в том числе на телесном уровне.

Необходимо уточнить, что из перечисленных вариантов психологической защиты вытеснение является, пожалуй, наиболее близким к естественным физиологическим механизмам мозга. Эти защитные механизмы связаны с «фильтрами» восприятия (то, что человек предпочитает не замечать). Они предназначены, в частности, для того, чтобы не воспринимать некоторую информацию, которая может вызывать негативные эмоции либо создавать неопределенность, служащую источником тревоги. В патопсихологии подобные феномены описаны как «перцептивная защита» (Зейгарник Б. В., 1986), в психотерапии – предвосприятие (К. Роджерс) или цензура предсознания (З. Фрейд). Они составляют физиологическую основу известной еще с 20-х гг. нейропсихологической методики сопряженных моторных рефлексов А. Р.Лурия, выявившего в условиях ассоциативного эксперимента увеличение латентного периода ответов на аффективно окрашенные стимулы. Нейрофизиологическую основу данных защитных механизмов, как было показано  Э.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы