В той или иной форме работа с перечисленными базовыми проблемами используется в различных методах психотерапии, помимо экзистенциальной. Иногда это происходит в неявном виде, чаще же внимание акцентируется преимущественно на какой-либо одной разновидности экзистенциальных проблем. Так, классический психоанализ и семейная психотерапия во главу угла ставят проблемы одиночества и межличностных отношений; проблема отношения к смерти подробно прорабатывается трансперсональной психотерапией и, естественно, танатотерапией; проблема жизненного смысла лежит в основе логотерапии В. Франкла; проблема ответственности и бегства от свободы – гуманистического психоанализа Э. Фромма. В телесной же психокоррекции все эти проблемы рассматриваются вместе с их соматической привязкой.
Так, сходная классификация проблем пациента предложена В. Ю.Баскаковым (цит. по Газаровой Е., 2002): с проблемой поиска жизненного смысла и сопутствующей ей гиперрефлексией связаны дискомфортные телесные ощущения в области головы; проблема одиночества может охватывать как социальные контакты (дискомфортные ощущения в области рук, плечевого пояса), так и сексуальность (соматические проблемы в области таза); проблемы ответственности, связанные с инфантильностью и поиском поддержки, на телесном уровне предстают как проблемы опор (с локализацией мышечного напряжения и болезненных ощущений в ногах). По нашему опыту, с проблемой ответственности также нередко связаны болезненные ощущения в области задней поверхности шеи и затылка. Что же касается проблемы страха смерти, то она может быть связана с разнообразными ощущениями, в том числе с телесной диссоциацией (последнее используется в танатотерапии).
Многие модели в той или иной мере рассматривают психосоматические нарушения как регресс к инфантильным механизмам психики, то есть по сути проявления возрастной регрессии. Подчеркнем, что важнейшее положение этих моделей – именно то, что соматизированные эмоции связаны с инфантильными реакциями, которые относятся к наиболее раннему периоду психического развития. Напомним, что именно на работу с подобными телесными эквивалентами эмоций направлены техники сомато-центрированной психотерапии. Практическое следствие – то, что глубина возрастной регрессии в ходе телесно-психотерапевтических сеансов в сравнении с другими методами психотерапии является наибольшей (Krens I., 1999); потому-то именно телесная психотерапия и позволяет осуществлять коррекцию на самых глубинных слоях психики. Сюда относятся в первую очередь такие уровни организации личности, как уровень идентичности и духовности (по Г. Бейтсону). Здесь сближаются психотерапевтический и духовно-религиозный подходы к психологической помощи. Еще В. Райх обнаружил, что испытывая регрессию в процессе вегетотерапии, пациенты вспоминают, как будучи маленькими детьми, ощущали себя единым целым с миром, со всем, что их окружало, как чувствовали себя живыми и как в конце концов это было уничтожено и сломано воспитанием.