С одной стороны, стремление к рационалистичному упрощению отражает в целом привычный для человека поиск простых решений сложных проблем. Последнее же является проявлением фундаментального психологического принципа обработки информации – концептуализации. Как известно, человек не является бесстрастным зеркалом, пассивно отражающим окружающий мир. Любая информация, им усвоенная, приобретает характер знания личностного. При этом человек производит переформулирование исходной информации, перевод ее на собственный, привычный язык. Завершается процесс переработки информации созданием ее индивидуализированного, компактного и наглядного внутреннего представления за счет обобщения, интеграции с жизненным опытом и ранее полученными теоретическими знаниями и свертки с формированием глобального образа – концептуальной модели (Welford A. T., 1961). В общем плане, именно нарушения нормального протекания этих когнитивных процессов приводят к нарушению адекватного психического отражения действительности и возникновению психологических проблем.
С другой стороны, сам человек осознает как внешние, так и зачастую внутренние проявления своего глубинного кризиса в искаженном виде, вследствие действия механизмов психологической защиты. Очевидно, что зачастую увидеть пути решения проблемы препятствуют дезадаптивные убеждения. Образно говоря, выход из тупика всегда открыт, но сделать шаг в его сторону, разрешить себе воспользоваться этим путем к внутренней свободе человеку мешают его собственные психологические барьеры и ограничения, связанные с иррациональными запретами или с мнимой опасностью (так же, как затравленному охотниками волку – красные флажки). По выражению С. Кови (1996), то, как мы видим проблему, и есть проблема. Именно поэтому тот запрос, с которым пациент обращается к психотерапевту, необходимо переформулировать совместными усилиями обеих сторон.
По той же причине переформулирование проблемы само по себе оказывает психокоррекционное действие. Помимо упомянутого метода кристаллизации проблем, можно сослаться на используемое в гештальттерапии так называемого позитивное переименование, а в психотехниках личностного роста (методика СИМОРОН) – присваивание временного (функционального, ролевого) имени. На психофизиологическом уровне, в основе достигаемого эффекта лежит выход из замкнутого порочного круга, или проторенного пути тех нейронных цепочек, в которых циркулируют негативные мысли и зарождаются отрицательные эмоции (очага устойчивого патологического состояния по Н. П.Бехтеревой). Происходит это вследствие изменения вербального компонента сложившейся в мозге функциональной структуры, связанной с психологической проблемой. Тем самым изменяется проекция на эту структуру функциональной асиметрии полушарий мозга, их относительная значимость в поддержании очага устойчивого патологического состояния.