Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств » Условно-Рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели

Классический эксперимент на детенышах обезьян был произведен Харлоу в 1959 (в описании Ж. Годфруа (1992) – Детеныши обезьян, влюбленные в манекен). Маленькие обезьянки, ни разу не видевшие свою мать, привязывались к заменявшему ее манекену (выбирая при этом тот из манекенов, который наощупь больше напоминал живое теплое прикосновение). Применительно же к человеческой психике, подобным образом реализуется такой телесно-психологический феномен, как формирование привязанности, или бондинг (см. подробнее в описании психодинамической телесной психотерапии).

3) Импринтинг в основном наблюдается в раннем возрасте, начиная с первых часов жизни. Это связано не только с тем, что животное встречается с некоторой информацией впервые в жизни, но и с тем, что нервная система находится в состоянии повышенной готовности к запечатлению специфической информации, своего рода предуготовленной впечатлительности. Подобное состояние существует на протяжении ограниченного временного отрезка, носящего название критического периода (критического по временным ограничениям: если время упущено, импринтинг уже не происходит), или сенситивного периода (подчеркивается связь именно с избирательной восприимчивостью).

Здесь нужно отметить, что человек, в отличие от животных, обладает значительно более гибкими способностями к обучению. Он может испытывать повторные состояния повышенного запечатлевания информации – искусственные периоды сенситивности, в качестве которых выступают измененные состояния сознания (Белогородский Л. С., Сандомирский М. Е., 1996). И если для животных результат импринтинга считается необратимым (поэтому, к примеру, животное, родившееся в неволе, не сможет существовать в дикой природе), то человеческая психика и в этой области способна к переучиванию.

У взрослого человека влияние усвоенной подобным образом информации на актуальное психоэмоциональное состояние неявно подразумевает и кратковременный психологический возврат (регрессию) в соответствующий детский возрастной период (Захаржевский В. Б., 1993). Отсюда и предлагаемый в психокоррекции способ избавления от психосоматических расстройств – кратковременный возврат пациента в детство и исправление недостатков его собственного прошлого, илиреимпринтинг.

Запечатлевание информации путем импринтинга – именно тот случай, когда отучиться труднее, чем научиться. Физиологически в его основе лежит правополушарное научение. Как показано Л. И.Московичюте и В. И.Голод (цит. по А. В.Семенович, 2002), даже в вербальной сфере, за которую отвечает левое полушарие, с ним, с полушарием доминантным, связано лишь содержание обучения; эффективность же научения зависит от субдоминантного – правого полушария. То же справедливо и по отношению к невербальному научению. Поэтому с коррекционной точки зрения именно переход в правополушарное состояние сознания – физиологическая возрастная регрессия – является оптимальным способом реимпринтинга.

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы