Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств » Условно-Рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели

К этому нередко добавляется позиция страуса, когда человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы – как страус, который согласно традиционным поверьям в минуту опасности зарывает голову в песок. Подобная выученная беспомощность не только чревата социальной неуспешностью, но еще и служит источником тревоги и, что самое главное, также предшествует формированию депрессии. Здесь представления данной концепции смыкаются с тревожными моделями невротических и психосоматических расстройств, описанными выше.

Обученная беспомощность также тесно переплетается с тревогой и депрессией. Схема их взаимосвязи при стрессе представляется следующим образом (Коростелева И. С., Ротенберг В. С., 1993): вначале формируется продуктивная тревога, направленная на разрешение неприемлемой ситуации, которая затем сменяется непродуктивной, невротической после осознания несопряженности результата и действий. Вслед за ней уже формируется депрессия, характеризующая состояние обученной беспомощности.

Импринтинг

К развитию психосоматических заболеваний причастны и такие физиологические механизмы, как мгновенное и стойкое – на всю жизнь – запоминание значимых событий в раннем детстве. Оно представляет собой разновидность моментального обучения -импринтинга.

Понятие импринтинга было предложено выдающимся этологом К. Лоренцем для обозначения так называемого раннего запечатления у животных. И основные характеристики импринтинга изучены именно у представителей животного мира. Поэтому нам придется совершить краткий экскурс в область зоопсихологии, чтобы затем перенести наблюдаемые закономерности в мир человека.

1) Обучение является действительно мгновенным, может происходить при однократном предъявлении информации. При этом, в отличие от условно-рефлекторного обучения, отсутствует какое-либо внешнее подкрепление.

2) Импринтинг связан с психобиологически значимыми объектами, важными для выживания, как-то: в первую очередь, узнавание родителей (и следование за ними) и сородичей, впоследствии – запоминание источников пищи (для хищных видов – выбор жертвы), в более старшем возрасте – усваивание стереотипов полового поведения. Импринтинг – это именно выбор объекта, который неизгладимо отпечатывается в долговременной памяти. Прибегая к образному сравнению, это происходит примерно так же, как изображение на чувствительной фотопленке, ждущей в темноте своего в полном смысле слова единственного и неповторимого мгновения, запечатлевается почти моментально – конечно, в масштабах психических временных процессов, за сотые или тысячные доли секунды, – при попадании на нее света. Для дальнейших же манипуляций с этим объектом на него переносятся изначально запрограммированные, инстинктивные реакции.

И если объект для подобных манипуляций оказывается совсем неподходящим, просто он оказался в особом месте в особое время – увы, природный механизм в этом случае ошибается. Так, у птенцов, которые должны быть привязаны к матери, чтобы следовать за ней всем выводком, материнский импринтинг происходит в первые минуты после вылупления из яйца, направляясь на ближайший движущийся объект, внешне напоминающий взрослую птицу. И если это оказывается подброшенная коварными экспериментаторами механическая игрушка, то птенцы в дальнейшем начинают неотступно следовать за ней, как за матерью.

То же самое происходит и у приматов.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы