Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств » Условно-Рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели

H., Moyer K. E., 1961): испытуемый в ответ на условный сигнал продолжает повторять одно и то же автоматизированное движение (оборонительный рефлекс), несмотря на попытки остановить его усилием воли. (Двигательная реакция просто-напросто не успевает подчиниться сознательному контролю, так как подсознательные механизмы управления срабатывают быстрее.) Соответственно для того, чтобы переучивание стало эффективным, подобные стереотипные реакции необходимо деавтоматизировать, сделать преимущественно подсознательную реакцию более осознанной. Для этого нужно помочь человеку вернуться в правополушарное состояние, ассоцирующееся с детским возрастом, когда рефлекторная реакция еще только формировалась. Подобное состояние у взрослого человека описывается как возврат к первичному восприятию (Брюн Е. А., 1993), когда он сталкивается со значимой информацией впервые в жизни, или как физиологическая возрастная регрессия (Сандомирский М. Е., Белогородский Л. С., 1998).

Выученная беспомощность (М. Зелигман)

Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975) возникла в результате опытов на животных по обучению избегания наказания (болезненного удара током). В классических опытах по изучению оборонительного поведения создавались условия, в которых подопытное животное могло избавляться от болезенного воздействия (например, при пропускании электрического тока через металлический пол клетки оставлялся своеобразный островок безопасости, при нахождении на котором животное оказывается изолированным от прохождения тока). При этом вначале животное находило безопасное положение в результате случайного поиска, в дальнейшем же естественно наблюдалась выработка соответствующих условных рефлексов избегания болезненных стимулов.

В опытах же М. Зелигмана на первом этапе создавались условия, в которых у животного не было никакого пути спасения от регулярно повторяющихся ударов тока, в результате чего создавалась реакция капитуляции, отказа от безуспешных попыток избежать болезненного наказания. Более того, на втором этапе опыта, при помещении обученного подобным образом животного в новую обстановку, в которой имелся островок спасения, оно не делало никаких попыток избавиться от наказания – срабатывал выработанный ранее стереотип пассивного реагирования. Подобное беспомощное поведение подопытных животных сохранялось даже при помещении в новую клетку одновремено с ними других животных, у которых были ранее выработаны нормальные условно-рефлекторными реакциии активного избегания наказания и которые должны были служить первым моделями для обучения адаптивному поведению. Тем самым в опыте было обнаружено негативное, дезадаптивное обучение – своего рода условно-рефлекторный механизм отказа от поисковой активности, названный исследователем обучением беспомощности.

При переносе этой физиологической модели на уровень психологии человека уместнее говорить об обучении его пессимизму, фатализму и пассивности. Если предыдущий опыт убеждает в невозможности изменить ситуацию собственными усилиями, в бесплодности и тщетности попыток что-либо сделать, формируется, во-первых, пессимистический прогноз безысходности и неотвратимости несчастий (выхода нет), девальвация способности совладания с ситуацией (все усилия напрасны). Во-вторых, вместо стратегии победителя – активного противостояния жизненным трудностям (мотивация успеха) и предусмотрительного ухода от возможных проблем (мотивация избегания неудачи), – усваивается пораженческая стратегия их пассивного принятия, смиренной покорности ударам судьбы.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы