Улучшить запоминание можно:
- тренируя память как можно чаще;
- представляя материал в виде наглядного зрительного образа;
- четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет храниться этот материал;
- составляя предварительный план запоминаемого материала;
- устанавливая смысловые связи с известной информацией;
- используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", а запомнить число "пи" до десятого знака поможет фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число уже знает";
- используя реминисценцию - отсроченное воспоминание. Явление реминисценции заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.
Хранение
Хранение (архивизация) - процесс накопления материала в памяти.
Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное хранение).
Выделяют три типа организации материала при хранении:
- пространственная организация, при которой мы связываем определенный материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала позволяет нам,
например, находить нужное слово в словаре или назвать все дни недели; - ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными понятиями (черное-белое);
- иерархическая организация, при которой идет построение иерархических понятийных структур.
При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное "дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.
Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий.