По степени волевого регулирования память бывает:
- непроизвольной, когда мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо; материал запоминается в силу своей новизны или значимости, или эмоционального воздействия на человека. Этот вид памяти является единственным в первые годы жизни. Непроизвольно ребенок в первые три года жизни записывает такое количество информации, которое соизмеримо с объемом информации, запомнившейся в течение всей последующей жизни (скажем, 7 2 лет).
- произвольной, когда мы специально прилагаем усилия для запоминания материала.
По характеру запоминания и хранения подразделяют память:
- эпизодическую, в которой хранится информация о всех событиях нашей жизни, о каждом ее мгновении, начиная в момента завершения эмбриогенезиса, т.е. внутриутробного формирования плода;
- семантическую, в которой хранится информация, связанная с культурой, языком.
Процессы памяти
Запоминание
Запоминание - процесс записывания информации в структурах памяти во время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет храниться и в каком виде.
Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят на механическое и осмысленное.
При непроизвольном запоминании информация записывается сама собой, от нас не требуется никакого усилия, чтобы ее запомнить. Этот процесс запоминания преобладает в первые годы жизни и связано это, видимо, с тем, что для ребенка всякая информация является новой и необходимой для лучшей адаптации в среде. В более позднем возрасте процент непроизвольно запоминаемой информации существенно уменьшается, уступая место произвольному запоминанию. У взрослых людей непроизвольно запоминается та информация, которая так или иначе затрагивает бессознательные установки, связанные с направленностью личности, ее характерологическими особенностями.
Так, одни хорошо запоминают информацию, например, медицинского характера (что позволяет предположить наличие ипохондрических черт), а другие прекрасно запоминают анекдоты, но не в состоянии воспроизвести только что прочитанный медицинский совет.
При произвольном механическом запоминании закрепление материала происходит путем многократного повторения, заучивания.
При осмысленном запоминании мы прилагаем волевые усилия для записывания материа¬ла, но не заучиваем его, а стараемся понять и связать с уже известным.
Запоминание зависит от ряда факторов:
- от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили;
- от эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала;
- от организации материала - поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы - лучше, чем текст и т.д.