- Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия
- Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа
- Когнитивный подход,- схема тела по П. Шильдеру
- Теория личностных профилей Ф. Данбар
- Теория психосоматической специфичности Ф. М. Александера
- Современные психодинамические представления о психосоматике
- Алекситимия (П. Сифнеос)
- Ресоматизация (М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих)
- Cоматизация
- Базовая тревожность (К. Хорни)
- Модель внутрипсихического конфликта
- Модель психосоматических нарушений по У. Глассеру
Данная модель разработана на основе теории контроля, представляющей собой теоретический фундамент так называемой терапии реальностью. Ее автор У. Глассер определил сущность теории контроля следующим образом: «…наше поведение всегда представляет собой проявление попытки контролировать мир и самих себя как часть этого мира с целью наиболее полного удовлетворения наших потребностей» (Glasser W., 1989, цит. по Р. Нельсон-Джоунс, 2002). Тем самым человек сам по себе рассматривается как некоторая система контроля, цель которой – подчинить своему влиянию окружающих. Эти представления, на наш взгляд, перекликаются с концепцией локуса контроля по Дж. Роттеру (интернальности/ экстернальности), являясь по сути крайним представлением одного полюса шкалы контроля – интернального. В данной модели подчеркивается, что психосоматические расстройства являются активным процессом и результатом собственного выбора страдающих ими людей (в основном неосознаваемого). Болезнь – это неадаптивное поведение (неэффективный способ контроля), который человек предпочитает для управления окружающей реальностью. Например, согласно подобной точке зрения депрессия у пациента возникает не сама по себе, а вследствие того, что он «депрессирует» себя, то есть предпочитает быть подавленным, несчастным, страдающим. Подобная модель, очевидно, включает в себя трансформацию традиционных представлений о «вторичной выгоде» конверсионных и психосоматических расстройств с акцентом на их инфантильную природу.
Почему подобное поведение связано с инфантильными механизмами психики? В раннем детском возрасте ребенок обучается контролировать окружающих с помощью определенных паттернов своего поведения (плач, улыбка, гнев и др.). В младенческом возрасте определенные типы дисфункционального поведения ребенка, в основе которых лежит дискомфорт (Глассер часто употребляет термин «страдание»), болезненное состояние, различные негативные эмоции, могут быть действенными способами контроля поведения окружающих его взрослых, вызывая у них жалость, сочувствие, тревогу и проч. Тем самым эти типы поведения выбираются ребенком, дополняя «репертуар» его предпочитаемых способов контроля.