Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств:
- Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации
- Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам
- Когнитивные механизмы формирования психологических проблем
- Симптомы психосоматических расстройств
В общем смысле эти механизмы связаны с противоречием, взаимным противостоянием двух форм организации когнитивных процессов: логической и дологической (первичный процесс по З. Фрейду, организмический оценочный процесс по К. Роджерсу). Представление о существовании двух принципиально различных видов когнитивных процессов, различающихся по их роли в психологической адаптации индивида, повторяется с некоторыми вариациями во многих моделях личности, как абстрактно-теоретических, так и сугубо прикладных (психокоррекционных). В нижеследующей таблице сведены воедино положения ряда подобных моделей – общепсихологических (отражающих эволюционное и онтогенетическое развитие психики, а также связанных с отражением на уровне когнитивных процессов функциональной асимметрии полушарий) и частных, созданных авторами отдельных психотерапевтических методов (включая психоанализ З. Фрейда, когнитивную терапию А. Бека, личностно-центрированное консультирование по К. Роджерсу, рационально-эмотивную терапию по А. Эллису).
Таблица 1. Различные модели адаптивных и дезадаптивных когнитивных механизмов.
Модели психики | Когнитивные | механизмы |
Правополушарные | Левополушарные | |
О б щ и е | ||
Физиологическая | Конкретно-образное мышление | Абстрактно-логическое мышление |
Онтогенетическая | Детское мышление | Зрелое мышление |
Эволюционная | Дологическое мышление | Логическое мышление |
Ч а с т н ы е | ||
З. Фрейд | Первичный процесс * | Вторичный процесс |
А. Бек | Первичная когнитивная Обработка * | Вторичная когнитивная Обработка |
К. Роджерс | Организмический оценочный Процесс | Условные ценности * |
А. Эллис | Иррациональное мышление * | Рациональное мышление |
Примечание: * – дезадаптивные когнитивные механизмы
С точки зрения организации когнитивных процессов, общий механизм формирования психологических проблем представляется следующим образом. В ситуации стресса, замешательства и неопределенности спонтанно формируется измененное состояние сознания, связанное с регрессией, переходом к первичному процессу по З. Фрейду, или в терминологии А. Бека – когнитивный сдвиг. Иными словами, происходит возврат к правополушарному, «детскому» (образному, дологическому или «ино-логическому»), эволюционно древнему подсознательному способу когнитивной переработки информации.