1. Движение «от» внешнего воздействия. Это стратегия капитуляции, смысл которой – в первую очередь сохранение (физического) существования. Результатом же данной стратегии является расщепление тела и психики, на телесном уровне – конверсия, или трансформация психологических проблем в психосоматические нарушения, на психологическом уровне – отрыв от реальности, бегство в мир иллюзий, призрачных фантазий и несбыточных надежд.
2. Движение «вместе», или согласование внутреннего состояния с внешним воздействием. Целью этого варианта приспособления является интеграция сознательных и подсознательных механизмов психики, позволяющая добиться снижения эмоциональной фрустрации и уменьшения телесного дискомфорта. (Последнее всегда доступно с помощью разнообразных техник психологической саморегуляции, и практически все подобные техники функционируют именно в рамках данного способа адаптации). На экзистенциальном уровне этой стратегии адаптации соответствуют так называемые ценности переживания (В. Франкл).
3. Движение «против», или противостояние проблеме лицом к лицу, активное противодействие внешним обстоятельствам и преодоление их. Это конструктивный способ разрешения проблем, не мечтательный, а конкретно-действенный. В психоанализе подобный способ описывается как сублимация (по З. Фрейду), в терминах НЛП – как настройка на конкретный положительный результат, или создание позитивного образа будущего. По В. Франклу, данной стратегии адаптации соответствуют так называемые ценности отношения. Их осознавание помогает человеку обрести жизненный смысл и сформулировать для себя те конкретные и практически достижимые цели, движение к которым требует от него мобилизации всех душевных, психологических ресурсов, способствуя развитию его личности.
С этой точки зрения наличие у человека нерешенных психологических проблем не только не влечет за собой фатальную жизненную неуспешность, но и содержит в себе позитивные моменты. Это не что иное, как проявление «кризиса развития», в котором тем самым заложен мощный потенциал обновления, резерв для изменения жизни, движения к лучшему, перехода на иной уровень организации собственного существования, личностного роста. Подобные представления лежат в основе парадигмы гуманистической психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу), согласно которой психологические проблемы представляют собой блокированное стремление человека к самоактуализации, личностному росту. В трансперсональной психотерапии подобные проблемы рассматриваются именно как «болезни роста», преодоление которых необходимо для роста личности (С. Гроф). С этой же точкой зрения связано разделяемое большинством практических психологов убеждение, что психологическая проблема всегда имеет внутреннее решение, существующее на подсознательном уровне, но до определенного времени не осознаваемое самим носителем этой проблемы (М. Эриксон). Можно упомянуть в этой связи о взглядах А. Адлера, согласно которым каждому человеку изначально присущ комплекс неполноценности, преодоление которого по закону гиперкомпенсации может приводить к усилению личности. Аналогичное мнение высказывалось представителями «академической» психологии (Л.