- Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия
- Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа
- Когнитивный подход,- схема тела по П. Шильдеру
- Теория личностных профилей Ф. Данбар
- Теория психосоматической специфичности Ф. М. Александера
- Современные психодинамические представления о психосоматике
- Алекситимия (П. Сифнеос)
- Ресоматизация (М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих)
- Cоматизация
- Базовая тревожность (К. Хорни)
- Модель внутрипсихического конфликта
- Модель психосоматических нарушений по У. Глассеру
Еще одна модель развития психосоматических заболеваний предложена П. Сифнеосом (Sifneos P. E., 1996; 1973) и носит название «Алекситимия». Человек, имеющий подобную особенность личности, плохо ориентируется в собственных эмоциях и не способен словесно описать свое эмоциональное состояние – своего рода «эмоциональная глухонемота». Более того, ему трудно охарактеризовать свои переживания, и так же трудно, а порой просто невозможно связать их с телесными ощущениями – а это уже «эмоциональная слепота». Вспомним пословицу: «Чужая душа – потемки». Можно сказать, что для человека, страдающего алекситимией, «потемки» – его же собственная душа. Он живет, «не зная себя» – не замечая того, что происходит в собственном внутреннем мире; все внимание при этом сосредоточено на событиях внешних. Еще одна характеристика алекситимической личности «слепота фантазии», иными словами – скудность воображения, стереотипность мышления с дефицитом мышления образного, с недостаточной способностью к символизации.
Очевидно, что неспособность человека, страдающего алекситимией, к осознаванию своих эмоций приводит к тому, что они вытесняются. Накопление телесных проявлений неотреагированных, не получивших разрядки эмоций и приводит в конечном счете к развитию психосоматических заболеваний. Действует как бы своеобразный «закон сохранения» в отношении эмоций: когда человек не может выразить свои чувства словами, он выражает их телом. Тем самым алекситимия на психологическом уровне становится аналогом соматизации, которая проявляется на уровне физиологическом. Отсюда естественно, что современные медико-психологические исследования алекситимии выявляют все большую роль, которую она играет в развитии многих психосоматических заболеваний (Семенова Н. Д., 1995; Коростелева И. С., Ротенберг В. С., 1993).
Можно рассматривать алекситимию как своеобразную форму парциальной задержки психического развития, а именно нарушение развития у ребенка способности выражать свои эмоции словами. Алекситимия возникает в том случае, если эта способность в достаточной мере не сформировалась. Кроме того, недостаточное воображение при алекситимии приводит и к нарушению процесса идентификации с окружающими, соответствено к неумению представить себя на месте собеседника и представить его чувства.