Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Новости » Психиатрия » Ген, влияющий на развитие посттравматического синдрома

При диагностике ПТСР используют три группы симптомов: 1) постоянные навязчивые воспоминания о пережитой травме, 2) избегание всего, что ассоциируется с травмирующим событием, 3) сверхвозбудимость, проявляющаяся, в частности, в повышенной пугливости. Депрессия, которая часто сопутствует ПТСР, не включается в его состав и рассматривается как отдельное явление.

В ходе статистического анализа результатов, естественно, учитывались возрастные и половые различия, а также характер и тяжесть перенесенных травм. Исследование показало тесную связь между ПТСР и системой PACAP–PAC1, причем эта связь гораздо отчетливее выражена у женщин, чем у мужчин.

Ученые обнаружили у женщин (но не у мужчин) сильную положительную корреляцию между уровнем PACAP в крови и выраженностью всех трех групп симптомов ПТСР. Симптомы депрессии, однако, не зависят от уровня PACAP. Этот результат показал, что исследователи находятся на верном пути и система PACAP–PAC1 действительно имеет какое-то отношение к посттравматическому синдрому.

Авторы затем предприняли целенаправленный поиск наследственных (генетических) факторов, влияющих на риск развития ПТСР. Для этого были изучены гены, кодирующие гормон PACAP и рецептор PAC1, у 1237 пациентов, переживших тяжелые травмы. Были проанализированы в общей сложности 44 вариабельных нуклеотидных позиции (см.: однонуклеотидный полиморфизм), имеющиеся в этих двух генах: 14 в гене гормона и 30 в гене рецептора.

После всех необходимых статистических поправок выяснилось, что один (и только один) из этих однонуклеотидных полиморфизмов достоверно влияет на вероятность развития ПТСР (но не депрессии) после травмирующего события. Причем, как и в случае с уровнем PACAP в крови, данная зависимость обнаружилась только у женщин.

Развитие посттравматического синдрома у женщин в зависимости от генотипа. Высота столбиков отражает среднюю степень выраженности симптомов ПТСР. По горизонтальной оси — генотип. Рисунок из обсуждаемой статьи в NatureРазвитие посттравматического синдрома у женщин в зависимости от генотипа. Высота столбиковотражает среднюю степень выраженности симптомов ПТСР. По горизонтальной оси — генотип. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

У женщин, имеющих в определенной позиции в гене рецептора PAC1 нуклеотид Ц (цитозин), вероятность развития ПТСР после травмирующего события достоверно выше, чем у женщин, у которых в этой позиции находится нуклеотид Г (гуанин). Точнее, женщины с генотипом ЦЦ имеют максимальный риск развития ПТСР, с генотипом ЦГ — средний, с генотипом ГГ — минимальный (см. рисунок).

Затем авторы проанализировали нуклеотидную последовательность того участка гена рецептора PAC1, в котором находится данный однонуклеотидный полиморфизм. Оказалось, что этот участок гена схож с так называемыми эстроген-эффекторными элементами (oestrogen response elements, EREs) — фрагментами ДНК, при посредничестве которых активность генов может регулироваться женскими половыми гормонами эстрогенами. Эстроген связывается со специальными белками — эстрогеновыми рецепторами, которые затем присоединяются к ERE и тем самым регулируют активность гена. Ранее уже было показано, что эстроген влияет на активность гена, кодирующего рецептор PAC1.

Таким образом, складывается вполне логичная картина.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...