Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психические процессы » Память

;
  • от установки на запоминание: запоминание напрямую зависит от того, насколько необходим нам этот материал, как долго хотим мы хранить его в памяти, как скоро он нам понадобится вновь - все это бессознательно или более-менее осознанно отражается в нашей установке на запоминание, от которой зависит мобилизация процессов кодирования информации. Если, готовясь к экзамену,  мы "настраиваем" себя на то, что материал нам понадобится запомнить только для того, чтобы сдать экзамен и больше в жизни он нам не пригодится, то, скорее всего, вскоре после сдачи экзамена извлечь записанную с такой установкой информацию будет уже невозможно.
  • Улучшить запоминание можно:

    • тренируя память как можно чаще;
    • представляя материал в виде наглядного зрительного образа;
    • четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет храниться этот материал;
    • составляя предварительный план запоминаемого материала;
    • устанавливая смысловые связи с известной информацией;
    • используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", а запомнить число "пи" до десятого знака поможет фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число уже знает";
    • используя реминисценцию - отсроченное воспоминание. Явление реминисценции заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что  материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.

    Хранение

    Хранение (архивизация) - процесс накопления материала в памяти.

    Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное хранение).

    Выделяют три типа организации материала при хранении:

    • пространственная организация, при которой мы связываем определенный материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала позволяет нам,
      например, находить нужное слово в словаре или назвать все дни недели;
    • ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми условиями, при которых произошло запоминание  (пространственно-временные ассоциации),  со смежными понятиями  (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными понятиями  (черное-белое);
    • иерархическая организация, при которой идет построение иерархических понятийных структур.

    При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное "дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево";  между "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.
    Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий.

    Рекомендуем также для ознакомления:

    загрузка...
    © 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы