Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психические процессы » Память

Иногда встречаются люди с эйдетической памятью. Их память отличается тем, что она практически неотличима от восприятий, они как будто каждый раз вновь видят предмет в мельчайших деталях и даже способны повернуть его в представлении и рассмотреть с другой стороны.
  • механическую память - основанную на многократном повторении материала без его осмысливания;
  • словесно-логическую память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Этот вид памяти эффективнее механической в 20 раз.
  • По степени волевого регулирования память бывает:

    • непроизвольной, когда мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо; материал запоминается в силу своей новизны или значимости, или эмоционального воздействия на человека. Этот вид памяти является единственным в первые годы жизни. Непроизвольно ребенок в первые три года жизни записывает такое количество информации,  которое соизмеримо с объемом информации,  запомнившейся в течение всей последующей жизни (скажем, 7 2 лет).
    • произвольной, когда мы специально прилагаем усилия для запоминания материала.

    По характеру запоминания и хранения подразделяют память:

    • эпизодическую, в которой хранится информация о всех событиях нашей жизни, о каждом ее  мгновении, начиная в момента завершения эмбриогенезиса, т.е. внутриутробного формирования плода;
    • семантическую, в которой хранится информация, связанная с культурой, языком.

    Процессы памяти

    Запоминание

    Запоминание - процесс записывания информации в структурах памяти во время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет храниться и в каком виде.

    Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят на механическое и осмысленное.

    При непроизвольном запоминании информация записывается сама собой, от нас не требуется никакого усилия, чтобы ее запомнить. Этот процесс запоминания преобладает в первые годы жизни и связано это, видимо, с тем, что для ребенка всякая информация является новой и необходимой для лучшей адаптации в среде. В более позднем возрасте процент непроизвольно запоминаемой информации существенно уменьшается, уступая место произвольному запоминанию. У взрослых людей непроизвольно запоминается та информация, которая так или иначе затрагивает бессознательные установки, связанные с направленностью личности, ее характерологическими особенностями.

    Так, одни хорошо запоминают информацию, например, медицинского характера (что позволяет предположить наличие ипохондрических черт), а другие прекрасно запоминают анекдоты, но не в состоянии воспроизвести только что прочитанный медицинский совет.

    При произвольном механическом запоминании закрепление материала происходит путем многократного повторения, заучивания.

    При осмысленном запоминании мы прилагаем волевые усилия для записывания материа¬ла, но не заучиваем его, а стараемся понять и связать с уже известным.

    Запоминание зависит от ряда факторов:

    • от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили;
    • от эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала;
    • от организации материала - поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы - лучше, чем текст и т.д.

    Рекомендуем также для ознакомления:

    загрузка...
    © 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы