Для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной. М.
Шелер выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека. Первая «идея человека», это идея религиозной веры как сущности человека. Человеку свойственно божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Второй идеальный тип – тип homo sapiens, человек как носитель разума. Логос, сознание, дух. Третья идея человека – это представление человека как homo faber, человек работающий, развиваемые в рамках натурализма, позитивизма, прагматизма. Между человеком и животным существуют только количественные различия. Разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию. Человек – это существо, пользующаяся знаками, орудием, это «мозговое существо», обладающее интеллектом. Существует 3 основные системы влечений, которым соответствуют три типа человека: к продолжению рода, к власти, к питанию. Четвертая идея находится на оппозиции ко всем предыдущим, она говорит о прогрессирующем 2 и 3, что соответствует деградации человека. Человек как бы деградирует от естественной жизни, к разумной организации жизни. Пятый идеальный тип, свободное, нравственное существо – «личность».
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать. Философия познания человека требует прежде всего становления самого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.
Проблема сущности чел находится в центре фил учений о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности, функциях, значении. В истории антропологии сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а из внешних признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со стороны. Однако с методологической стороны это о подход не правомочен, так как сущность любого предмета определяется способом бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому же не все отличительные особенности человека явл существенными.
Такой субстанцией, отличающей чел от всего другого, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общ производства. Именно она лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общ отношений. При этом речь идет именно о совокупности общ отношений: материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. Он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел --- дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является.
Кроме того, он и творец этих отношений и общ. Оказывается и субъектом, и объектом общ отношений. Тождество и ед суб и об.
Главная » Шпоры » Философия » Природа и сущность человека как философская проблема. Концепция человека и ее методологическое значение. Родовые признаки человека