Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества. Совокупность общественных отношений есть конкретная форма родовой сущности человека. Сущность --- общая характеристика рода, то существование каждого индивида индивидуально. Это есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Единство трех основных начал : биологического, социального и психологического, то есть биопсихосоциальный феномен. Уничтожив хоть один из этих факторов, мы уничтожим человека.
Наиболее полное выражение проблема существования нашла в экзистенционализме. Трактуется как человеческое бытие, соотнесенное с трансцендентной реальностью, выходом за рамки индивидуально-реального мира. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в конфликте. Подлинное существование --- индивидуальное бытие личности, ее свобода. НЕподлинное бытие -- бытие в обществе. Это позиция экз.
При этом надо помнить, что чел не может формироваться как личность без общ. Само сущние чел не возможно вне системы общ отношений, а его сущность невозможна без существования. При этом само существование невозможно без сущности, оно всегда существенно. Она присутствует в развивающемся существовании в виде семени, а не в качестве неизвестно откуда взявшегося плода..