Свобода, свободное действие – это самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Это способность к выбору: или человек подчиняется «голосу природы», голосу собственных страстей, или идет к высшим ценностям, по пути «сверхчеловека». Э. Фромм считает, что такая форма свободы – необходимый промежуточный этап становления человека.
Другой смысл свободы – это необходимость для человека. Вопрос об отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь – как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Мнения:
1. Волюнтаризм абсолютизирует внутр аспект свободы, доводя его до произвола.
2. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключ своб выбор.
Такая трактовка свободы воли, точнее несвободы, унижает чел достоинство с 1 стороны, а с др снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решеия. Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности субъекта, кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В этом проявляется диалектика исторической свободы и исторической необходимости. В общем свобода есь осознанная необходимость.
Свобода и ответственность – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Сегодня отстаивать свободу значит: добиваться социальных, политических и юридических прав и гарантий; учиться самостоятельно выбирать лидера, образ жизни и т.п.; свобода связана со справедливостью, т.е. распределением материальных и духовных благ и свобод; свобода гарантируется правом, которое связывает насилие принципами справедливости; свобода к средствам массовой информации; свобода повышения культурного, образовательного и жизненного уровня; свобода выбора власти. С одной стороны, любая свобода обременительна, тогда как принуждение освобождает от ответственности. С другой – человек может быть свободен, только принимая на себя ответственность за любой поступок, поскольку всегда можно поступить иначе. С и О взаимосвязаны: любая возможность выбора имеет рамки, созданные обществом и культурой, и любой выбор предполагает ответственность, поскольку влияет на условия и возможности выбора других людей.
Главная » Шпоры » Философия » Историческая свобода и историческая необходимость. Их диалектика. Структура свободы, ее содержание и типология