Экзистенциализм – философия существования, иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный (К Ясперс, Г. Марсель,) атеистический (Ж.П. Сартр, А. Камю), Н. Аббаньяно.
В Германии Э. стал складываться после 1 мировой войны в обстановке озлобления и уныния. Нов волна – Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исходный пункт фил. Э. – изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Характерно отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы – это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Э. имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.
Э. – это философия, единственный предмет которой – человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Э. ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно – это страх. Страх – это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.
Э. объявляют предметом философии – бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Противопоставляя науку философии, Э. говорят, что наука занимается сущим, а философия – бытие. Последнее постигается не опосредовано через рассудочное мышление, а непосредственно открываясь человеку через его экзистенцию.
Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого, благодаря чему Я выступает не как отдельный мыслящий индивид, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение экзистенции – ее необъективируемость. Можно объективировать способности и знания через материальный мир, рассматривать психические акты и деятельность, единственное, что неподвластно объективируемости – экзистенция. В обыденной жизни человек не осознает экзистенцию, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает свободу.
Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости.
Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его.
Главная » Шпоры » Философия » Разработка проблемы человека в западной философии 20 в. (экзистенциализм, антропология)