Философская антропология – достаточно влиятельное течение философской мысли, в центре внимания которого – проблема человека, а главная идея – создание интегральной концепции человека. Представители: М. Шеллер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. А. пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека – эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму, т.к. представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. Основная линия А. – поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, основанных на естественных симпатиях людей, – «инстинкте взаимности». В противоположность прежним концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности, представители А. вообще отказываются рассматривать сущность человека. Для них человек, его существование – всегда нечто незавершенное, а потому не поддающееся строгому определению. .
Главная » Шпоры » Философия » Разработка проблемы человека в западной философии 20 в. (экзистенциализм, антропология)
Философская антропология – достаточно влиятельное течение философской мысли, в центре внимания которого – проблема человека, а главная идея – создание интегральной концепции человека. Представители: М. Шеллер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. А. пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека – эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму, т.к. представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. Основная линия А. – поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, основанных на естественных симпатиях людей, – «инстинкте взаимности». В противоположность прежним концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности, представители А. вообще отказываются рассматривать сущность человека. Для них человек, его существование – всегда нечто незавершенное, а потому не поддающееся строгому определению. .