Самое значительное в человеке идет не от социальных влияний, а изнутри. Общество есть объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество — часть личности. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выражают надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир — зло, человек должен приблизить конец мира. Б. последовательно отстаивал идею самоценности конкретной личности. Ценность личности выше абстрактных идей общего блага, интересов коллектива. Проявление человеческой сущности может быть понято только в ее отношении к Богу. В объективном обществе царит разобщение, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. Выступал против изолированного индивидуализма и механистического коллективизма. Особый тип общества, выработанный в России. Прежде всего, духовное возрождение России, религиозный мессианизм, идея братства всех народов. Особая роль России — связь Запала и Востока. В гносеологии Б. отвергает западноевропейское понимание познания. Объект философского познания — мировые тайны, например тайна свободы, творчества. Основные формы познания — мистический опыт, интеллектуальная интуиция, религиозное откровение.
Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму..