Особым историческим типом М. явл. философия – теоретически сформулированный тип мировоззрения с позиций разума. Также это наука о наиболее общих законах бытия и методология познания материи и человека.
Ф-ия возникает около 2,5 тыс. лет назад. Развитие человечества идет по двум путям: 1 - религия; 2 - философия. Это связано с разрушением прежних обычаев и традиций, отказом от прежних мифологических представлений о мире и человеке. Требуются новые подходы для объяснения этого. Отчасти это компенсировалось мировыми религиями. Возникновение термина «философия» связано с именем Пифагора, который считал, что мудростью обладает только бог, а человеку свойственна только любовь к мудрости (филио-люблю, софия-мудрость). Ф-ия выражала потребность людей на новом социально-культурном уровне осмысливать происходящее с позиций разума, интеллекта. Внимание философии изначально занимала природа. Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Наряду с этим предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства. Язык, мораль, познания, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. В ср. века доминирующее положение заняло религиозное М. Условия для развития Ф. были сложные, но развитие совершалось. Новый этап развития фил. мысли – с эпохи возрождения, когда Ф. приобретает самостоятельность, освобождаясь от пут религии.
Структура философии: 1) онтология – учение о бытии; 2) гносеология – теор. осмысление познавательного отношения человека к действительности; 3) праксиология – теор. осмысления деятельного отношения человека к д-ти; 4) аксиология – теория осмысления ценностного отношения человека к д-ти; 5) философская антропология; 6) логика – учение о законах мышления; 7) этика – теория морали; 8) история философской мысли; 9) философская проблема естествознания.
Функции философии: 1) Мировоззренческая – формирование картины мира; 2) Методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей; 3) экспликация – выявление скрытого, сущностного в разл. явлениях и обобщение этого в различных категориях; 4) Рационализация – рассмотрение всех проблем с позиций разума; 5) Критичное отношение к происходящему. Для философии сомнение обязательно; 6) Интегрирующая функция. Она связана с отношением философии и частных наук.
Природа философских проблем. Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление К.Марксом их исторического характера, обусловившее существенное изменение способов философского исследования, привело к переосмыслению этих вопросов: в понимание философских проблем был внесен историзм.
Так, казавшееся вечным отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, но и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши дни. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения.
Главная » Шпоры » Философия » Предмет философии, ее структура и функции. Проблема основного вопроса философии. Основные философские направления