С 1906 г. между Карлом Юнгом и Фрейдом начинается оживленная переписка, продолжающаяся до 1913 г. В эти годы они обмениваются опытом, различными теориями, работами, среди которых Юнг посылает и свою работу «Психология Dementia praecox». Фрейд и Юнг выработали собственные культурологические концепции, которые хотя и спорны, но занимают достойное место в системе культурологических знаний.
В 1890 г. Юнг, работая в Цюрихской клинике, становится его открытым последователем и пропагандистом теории. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом с ним не соглашался, а в 1913 г. их отношения и вовсе завершаются разрывом.
Сам Юнг воспринимал Фрейда как трагическую фигуру, но в то же время и как великую. Юнг в качестве причины разрыва называет свою работу «Метаморфозы и символы либидо». Там, где Фрейд видел всего лишь сексуальные мотивы и стремление к насилию, Юнг обнаруживал сплетение женского и мужского начал, личных и коллективных факторов с многовековой историей (архетипы). Объединить все эти понятия в систему Юнгу помогли его исследования в области истории культуры и религии и, конечно, его богатейшая психотерапевтическая практика.
Всегда возникал и возникает вопрос — сотрудничал ли Карл Юнг с нацистами? Достаточно известно о том, что он был редактором Журнала психотерапии. Сам Юнг характеризует нацизм как тип массового психоза, который сокрушает общество. В своих записях он говорит о том, что многие из его пациентов в 1930-х гг. имели фантазии о «белокурой бестии», и считает это предупреждением.
Человек использует устное слово, чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение. При этом, кроме слов-символов, которых очень много в любом языке, очень часто используют слова-обозначения, которые не являются строго описательными. Они имеют значения сами по себе, не являются символами, они — лишь знаки, называющие объекты, за которыми закреплены.
Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека.
В работах по психологии религии для характеристики архетипи-ческих образов Юнг использует термин «нуминозное», что означает божество. Этот термин ввел немецкий теолог Р. Отто в книге «Священное» (1917). У Отто идет речь о восприятии сверхъестественного в различных религиях, в специфически лютеровском понимании «страха господня». Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души.
По Юнгу, есть два типа мышления — логическое и интуитивное. Для логического мышления характерна направленность на внешний мир. Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, всегда требует усилий и воли. С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия, являющиеся орудиями контроля над реально-, стью.