Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание своих коллег в русло наследственного характера закрепленных форм поведения. Так, он полагал, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в свое время обеспечивали существование его предков.
В родовом бессознательном, понятии, введенном в психоаналитический обиход Сонди, наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать.
Согласно Сонди, «конечная цель фигуры предка заключается в том, чтобы полностью повториться в жизни потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявила себя в истории целого рода». Влияние родового бессознательного в жизнедеятельности человека оказывает влияние на все аспекты жизни: определяет безотчетный (подсознательный) выбор человеком профессии и хобби, друзей, супруга и даже формы смерти (например известен тот факт, что Хемингуэй застрелился из того же самого ружья, что и его отец).
Однако родовое бессознательное, содержащее в себе определенное влияние предков, генетической детерминации в развитии психики каждого человека, не означает его изначальной предопределенности. По мнению Сонди, родовое бессознательное не следует «фатализировать», поскольку каждое побуждение изначально двойственно, амбивалентно, а значит, имеет, как минимум, две возможности своей реализации.
На практике Сонди видел следующий исход реализации родового бессознательного: психологу в своем анализе необходимо внимательно изучить обе тенденции, чтобы на этом основании помочь человеку сделать выбор и закрепить на жизненной сцене наиболее благоприятный и соответствующий его возможностям план судьбы. Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.
Всемирную известность в психологических кругах принес Сонди тест, который был опубликован им в 1939 г. Вторая мировая война на некоторое время заморозила применение этого метода, который стал широко использоваться практически лишь в конце сороковых.
При создании теста Сонди исходил из своих уже сформулированных и проверенных на практике представлений о наследственно обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и о проявлении патологии во внешнем облике человека. В качестве используемого материала Сонди выбрал 48 фотопортретов психически больных 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из 8 фотографий (по одной из каждой категории) и в каждом предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица. По мнению Сонди, если четыре и более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную «диагностическую область» признают значимой для обследуемого.
В принципе, широкое использование теста в клинической практике породило серьезные сомнения в действительности полученных при его помощи результатов.