Отто Ранк — один из самых первых последователей Фрейда, очень рано проникся идеями психоанализа и был длительное время приверженцем фрейдистского учения. Но из-за стремления Ранка расширить традиционные взгляды на психоанализ произошли серьезные разногласия в его отношениях с Фрейдом. Однако яркие творческие способности позволяют говорить сегодня о нем как об интереснейшем ученом, предугадавшем тенденции психологической мысли нашего столетия.
Отто Ранк родился в 1884 г. Будучи легко ранимым и душевным юношей, он стал для психоанализа замечательной находкой. Он был очень болезненным ребенком: страдал от хронического ревматизма, но, что было намного хуже, — от душевных мук, от постоянного чувства одиночества. Он родился в неблагополучной семье. Его отец был алкоголиком, и мальчик никогда с ним не общался. А мать была весьма высокомерной женщиной и к сыну относилась прохладно. Поэтому Ранк принял близко к сердцу переосмысленный Фрейдом миф об Эдипе, но перенести на себя, на свою жизнь этот миф ему не удавалось. Поэтому он впоследствии предложил собственную идею. Теория Ранка интересна не только как миф, но и как научная концепция, каковой она по праву может считаться.
В юности Ранком овладевали частые депрессии, что отражалось в его дневниковых записях. Но он пытался преодолевать свое мрачное настроение, развиваясь творчески. В нем росло желание быть полезным для потомков, сделать значительный вклад в науку. Главные темы его работ — стремление к достижению бессмертия, одиночество человека на земле проходят лейтмотивом через все его труды, особенно поздних, лишенных влияния фрейдистских идей.
Следует отметить, что история психоанализа тесно связана в общественном сознании (да и в понимании психологов-профессионалов) с фигурой Фрейда — его основоположника, в то время как его последователи, преклоняясь перед отцом-основателем, не осмеливаясь значительно обогащать классическое учение, оставались в тени. Иные же, реформаторы-отступники вроде Адлера и Юнга, хотя и вызвали гнев корифея психоанализа, все равно смогли прославиться своими революционными идеями. Надо сказать, что в этом ряду Отто Ранк смог занять промежуточное положение.
Знакомство Ранка с Фрейдом состоялось в 1906 г. Ранк представил мэтру свой трактат «Художник». В нем были отображены в оригинальном контексте идеи Фрейда, с которыми еще мало была знакома широкая общественность. Работа произвела на Фрейда столь неизгладимое впечатление, что он настоял на прохождении Ранком гимназического, а затем и университетского курса. Впоследствии Фрейд предложил Ранку вступить в Общество психологических сред, переименованное впоследствии в Венское психоаналитическое общество. С тех пор Фрейд всячески поддерживал молодого человека, в том числе и материально, все время его обучения.
Влияние Фрейда на Отто Ранка было весьма значительным, но надо отметить, что и Фрейд, в свою очередь, находился под обаянием молодого ученого и часто приводил в своих трудах цитаты ученика.
Многие современники называли Ранка приемным сыном Фрейда, хотя отношения последнего с собственными сыновьями оставляли желать лучшего. Впрочем, рождением как ученого Ранк действительно был многим обязан Фрейду. Ранк руководил практически всеми переизданиями «Толкования сновидений» и даже написал две дополнительные главы (впоследствии изъятые).