Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Персоны » Психологи » Мид Маргарет

Эта экспедиция продолжалась три года — с 1930 по 1933 г., и в ней с ними очень тесно сотрудничал известный американский этнограф Грегори Бейтсон. Любовный треугольник, возникший в итоге, быстро распался: Рео ушел от Маргарет, и она вышла замуж за Бейтсона. Во время экспедиции Мид оставила тему детства и юношества, разрабатываемую ранее, и подробно изучала отношения мужчины и женщины, а также их роль в обществе.

Итогом этой поездки стала изданная в 1935 г. книга «Пол и темперамент в трех примитивных обществах». Материалом для создания книги стало изучение грех племен Новой Гвинеи, в которых были смещены, по сравнению с США, роли мужчин и женщин в обществе и семье. Мид рассмотрела, как в примитивном обществе группируются социальные установки относительно темперамента в связи с фактом половых различий. Таким образом, речь в книге шла не о психофизиологических половых различиях и не о дифференцировании половых ролей и половой стратификации, в недостаточной разработке которых упрекали Мид критики. Речь шла лишь о стереотипах маскулинности и феминности, существующих в исследуемых обществах.

По мнению Маргарет Мид, маскулинные и феминные свойства не вытекают непосредственно из биологической природы человека и зависят не только от природных половых различий. Они во многом отражают нормативные представления и особенности образа жизни различных обществ.

В 1936—1939 гг. Маргарет Мид вместе с новым мужем опять отправляется на острова Адмиралтейства, чтобы продолжить изучение племени манус. Так как ее интересы сместились с детского возраста на более взрослый, Мид не продолжила изучение детей этого племени, как ожидали многие. На островах она собирала материал для подтверждения свеей теории маскулинности и феминности, которая не нашла положительного отклика в Америке, а наоборот, была встречена ожесточенной критикой.

В 1960-х гг. в США был всплеск студенческих волнений, на что Маргарет Мид откликнулась книгой, посвященной конфликту поколений, изданной в 1970 г. Эта книга, как и ее первое произведение, стала бестселлером и была переведена на многие языки. В ней Мид рассматривала три различных типа культур: постфигуративную (дети учатся в основном у своих родителей), конфигуратив-ную (и дети, и взрослые учатся у сверстников) и префигуратив-ную (родители учатся у детей).

Постфигуративная культура является по времени возникновения первым типом культуры. Она преобладала в патриархальном, традиционном обществе, которое ориентировано во многом на опыт предыдущих поколений. Взаимоотношения различных возрастных слоев в такой культуре строго регламентированы, никаких вопросов и проблем, связанных с этим, не возникает.

Конфигуративная культура свойственна для времени, характеризующегося ускоренным развитием общества и технических средств, что делает опыт предыдущих поколений недостаточным. Центр тяжести переносится с прошлого на современность. Люди в процессе познания, обучения ориентируются не только на старших, но и на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается влиянием сверстников. Этот процесс совпадает с изменением структуры семьи, которая из расширенной превращается в нуклеарную, т.е. состоящую не более чем из двух поколений.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы