Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, развивающийся у некоторых (но не у всех) людей после сильных травмирующих переживаний. Американские ученые обнаружили, что вероятность развития ПТСР у женщин имеет отчасти наследственную природу и зависит от гена, влияющего на чувствительность клеток к одному из «гормонов стресса». Активность этого гена зависит от уровня эстрогенов (женских половых гормонов). Открытие дает ключ к пониманию причин повышенной склонности женщин к ПТСР и может помочь в разработке новых средств для его лечения.
«Гипофизарный пептид, активирующий аденилат-циклазу» (Pituitary adenylate-cyclase activating polypeptide, PACAP) — один из гормонов, регулирующих реакцию организма млекопитающих на стресс. PACAP представляет собой пептид из 38 аминокислот. Он синтезируется в центральной нервной системе, особенно в лимбической системе мозга (см. lymbic system), а также в иммунных клетках, половых железах, надпочечниках, желудочно-кишечном тракте и некоторых других органах и тканях. Нейроны и другие клетки организма воспринимают этот сигнальный пептид при помощи специального рецептора PAC1.
Функции PACAP многочисленны и разнообразны (они не ограничиваются только регуляцией ответа на стресс), но детально изучены из них пока лишь немногие. В частности, до сих пор много неясного остается в вопросе о роли сигнальной системы PACAP–PAC1 в психологических (а не только физиологических) реакциях людей на тяжелые стрессовые воздействия.
Большой коллектив американских нейробиологов, медиков и психологов поставил перед собой задачу выяснить, имеется ли связь между системой PACAP–PAC1 и формированием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), или посттравматического синдрома, — комплекса психических нарушений, развивающихся у некоторых людей после сильных травмирующих переживаний. Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала Nature.
Причиной ПТСР могут стать тяжелые физические травмы (например, полученные в автомобильной катастрофе), участие в боевых действиях, жесткое обращение в детстве, сексуальное насилие. Люди, страдающие ПТСР, не могут избавиться от навязчивых страхов, связанных с воспоминаниями о пережитом событии.
К счастью, большинство (примерно 80–90%) людей, переживших тяжелые травмирующие события, через некоторое время приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни. ПТСР развивается лишь у оставшихся 10–20%, причем женщины подвержены этому недугу в значительно большей степени, чем мужчины. При одной и той же силе травмирующего воздействия вероятность развития ПТСР у женщин примерно вдвое выше, чем у мужчин. До сих пор очень мало известно о генетических и физиологических факторах, влияющих на вероятность развития ПТСР. К выявленным ранее факторам риска относятся уменьшенный объем гиппокампа и некоторые аномалии в работе миндалины и островка (см.: insular cortex). Недостаток научных данных тормозит развитие эффективных методов лечения посттравматического синдрома. Имеющиеся в распоряжении медиков средства — психотерапевтические процедуры и антидепрессанты — помогают лишь небольшой части пациентов.
Авторы сопоставили степень выраженности симптомов ПТСР с состоянием системы PACAP–PAC1 в большой выборке американцев, переживших тяжелые травмирующие события.