Юнг, будучи вначале учеником Фрейда, создал позже свою теорию личности, в которой кроме личного бессознательного, вводит понятие "коллективного" бессознательного, которое является врожденным и имеет всеобщий характер. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы "Я", "Тень"(вытесненные представления о себе, все те наши качества, которые мы не приемлем на сознательном уровне или же те качества, которые не смогли развиться), "Самость" (самопознание смысла жизни), "Анима" (женское начало - источник ласки и влечений) и "Анимус" (мужское начало - источник непререкаемых суждений).
Неофрейдизм (Карен Хорни)
К. Хорни основную мотивацию поведения человека связывает с чувством беспо-койства -"коренной тревоги", которая возникает у ребенка из-за "изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире". Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, к самореализации, которая представляет собой приемы адаптации, самозащиты человека. В случае, когда это естественное стремление сталкивается с негативным влиянием среды ( подавление, невозможность самовыражения) , возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных стратегий поведения в отношении других людей.
Гуманистическая психология
Это направление признает своим главным предметом человеческую личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность самоактуализации", присущую только человеку.
Основные положения гуманистической психологии:
- человеческая жизнь - это единый процесс становления и бытия человека;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью человеческой природы;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней обусловленности благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своей деятельности;
- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя и себя в мире являются главной психологической реальностью;
- каждый человек уникален, это активное, творческое, интенциональное (направленное) существо.
Теория самоактуализации Роджерса
По мнению К.Р. Роджерса фундаментальным компонентом структуры личности является "Я-концепция", включающая представление ребенка, а потом и взрослого о самом себе. Представление о себе или "Реальное Я" формируется на основе разнообразного опыта, который переживается человеком при общении с разными людьми, при их поведении в отношении него.
Вместе с тем, у человека есть "Идеальное Я" - то, каким бы он хотел быть. Разлад между "Реальным Я" и "Идеальным Я", а также отказ от некоторой части "Реального Я" из-за несоответствия наших мыслей и чувств требованиям, предъявляемым нам другими людьми, ведет к тревоге, включению механизмов психологической защиты. Суть самоактуализации заключается в приближении "Реального Я" и "Идеального Я". Это возможно при определенной гибкости концепции "Реального Я", способности к совершенствованию, принятию нового, а также в том случае, когда окружающие принимают нас такими, какие мы есть и мы получим при таких условиях возможность открыто выражать наши эмоции, мысли, чувства.