Составляя пирамидку из колец различного диаметра или собирая новую модель при помощи конструктора, ребенок осуществляет синтетическую синтетическую деятельность, необходимую для перехода к понятийному синтезу.
Сравнение - выделение сходных и различных признаков в результате анализа предметов или явлений. Чтобы провести сравнение, нужно вначале разложить сравниваемые предметы на простые составляющие, т.е. проанализировать их, а затем необходимо выделить сходство и различия между ними.
Обобщение - объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда общих случайных или существенных признаков. В первом случае, в одну группу могут попасть трава, шарф, автомобиль, огурец как обладающие одним общим случайным признаком - зеленым цветом. Во втором случае - при обобщении по существенному признаку - ничего общего между этими предметами найти невозможно.
Абстрагирование - символическое упрощение путем отвлечения от конкретных деталей. Мысленное абстрагирование позволяет нам, например, выделить существенные узловые моменты логического развития исторического события, например, революции во Франции, не увязая в конкретных деталях.
Конкретизация - переход, напротив, к деталям, усложнение содержания. Конкретное всегда богаче по содержанию, чем абстрактное; конкретный человек обладает несравненно большими характеристиками, чем абстрактное понятие "человек". Лев Николаевич Толстой, помимо черт, присущих всем людям (как просто принадлежащий к роду человеческому), еще и великий русский писатель, философ, граф, супруг Софьи Андреевны, отец, помещик, человек определенного темперамента, характера, со своим личным опытом и жизненными проблемами - безмерно сложная личность, все многообразие которой можно выразить лишь при помощи удачного термина древнегреческой философии - микрокосм, т.е. столь же сложный как и бесконечный космос - макрокосм.
Этапы решения мыслительных задач
По мнению советского психолога Лурии, при решении задач человек проходит ряд этапов:
- первый - изучение условий задачи;
- второй - разработка стратегии решения проблемы (общих подходов);
- третий - выбор тактики решения, т.е. конкретных методов;
- четвертый - найденное решение сопоставляется с исходными данными и проверяется правильность решения.
Но длительные исследования (Уоллес) в области решения творческих задач предлагают несколько иной механизм мыслительной деятельности, приводящей к существенно новому решению.
Этот механизм также включает четыре этапа:
Первый этап - подготовка; на этом этапе подбирается информация, имеющая отношение к проблеме.
Второй этап - инкубация; на этом этапе исследователь на время откладывает работу над проблемой, переключаясь на другие дела. В это же время продолжается бессознательная переработка информация: она включается в структуру прошлого опыта, устанавливаются связи между новой информацией и уже известной.
Третий этап - озарение, инсайт. Кажется, что решение появляется само собой, без всякого вмешательства исследователя и часто воспринимается как нечто мистическое. Паскаль даже однажды обратился к служителям церкви с просьбой о помощи, считая свое открытие, получившее позже название "улитки Паскаля", "бесовским наваждением".