Предпосылки возникновения диалектико-материалистической философии (маркс-кой):
1. Экономич. и социально-политические предпосылки. К 40-м годам 19 века проявилось главное противоречие м/у трудом и капталом, общественным характером труда и частным способом присвоения. Для разрешения этого противоречия необходимо было проникнуть в экономический механизм жизни общества. М. и Э. пришли к осмыслению, что движущей силой всех социальных коллизий является противоположность в первую очередь экономических интересов. В 1825 г. разразился первый кризис перепроизводства, который впоследствии повторялся закономерность. Классовые механизмы были открыты еще до М: их возникновение объяснялось как захват одних народов другими. Но т.о. объяснить появление классов буржуазии и пролетариата было невозможно необходимость разобраться в экономических механизмах общества также социальные предпосылки, связанные с появлением новых классов.
2. Естественнонаучные. Открытие клеточного строения растений и животных (конец 30-х г.г.), закон сохранения и превращения энергии (40-ые годы), учение эволюции Дарвина (50-ые г.г.) разделение диалектику на объективную (д-ка природы) и субъективную (д-ка мышления).
3. Теоретические (философские). Учение Гегеля и в особенности Фейербаха (Э.), который выступил как связующее звено между М.Э. и Гегелем.
Этапы становления учения М.:
1. Общий – до 1848 г., который завершился манифестом коммунистической партии. Создавалась марксистская философия, мировоззрение, были сформулированы осн. идеи диалектического материализма.
2. 1848-1871 – экономическое учение марксизма и издание первого тома «Капитала».
3. До кончины М. и Э. Период обобщений, внимание на социально-политическую проблематику.
Основные идеи марксизма и их значение.
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические предпосылки, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача – не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной рев-ой деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. История рассматривается объективно, вне личности; 7) гл. идея – материалистическое восприятие истории: не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, но при этом допускается возможность влияния общественного сознания на общественное бытие (в отличие от экономического детерминизма).
Заслуга М.
Главная » Шпоры » Философия » Марксистская философия