Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Философские школы эллинистической эпохи: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма)  Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу "Сад Эпикура".
Кратко (уч-к Фролова): Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Хар-ся полным отказом от социального активизма  в отличие от Аристотеля другое определение человека: индивид – первичен, все общественные связи, отношения людей зависят от субъективных желаний отдельных лиц, направленных на получение пользы и удовольствия.  Общественный союз - не высшая цель, а средство для личного благополучия индивидов. Цель жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, под которым он понимал невозмутимость духа, душевный покой, умеренность в плотских влечениях.
Много внимания Э. уделяют борьбе с суевериями, греческой религией, которая лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед загробной жизнью. Э. доказывает что душа человека состоит также из атомов и умирает вместе с телом  смерти не надо бояться.
Подробно: Э. материалист  все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки  того, что мы ощущ. Восприятие – единств. критерий истинности, оно есть  крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.
Э. принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что движение обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжестью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность.
Критерий счастья - удовольствие. Благо - то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. Природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил. Естественное состояние человека - покой, атараксия.
СТОИКИ. конец 4 вднэ. (Зенон из Китиона, Панэций Родосский, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий). Учение возникшее на базе эллинистической культуры в связи с развитием космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники и математики.
Место и роль наук С. определяли след. Образом: логика – это ограда, физика – плодоносная почва, этика – ее плоды.  Главная задача философии - в этике. Считали условием счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира (до этого – включенность индивида в общественное целое), что есть главное достоинство и сила мудреца.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы