Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Классическая греческая философия: Платон, Аристотель, Cократ

Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основана греками. Здесь раньше развилась раб., торговля и выросшая на их основе культура. При развитии классового общества и государства произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира. Это сделало античную философию школой философского мышления для последующих поколений.

Платон (427-347 до н.э.)

Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа.

Работы: «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др.

Философское учение Платона. Охватывает шир круг вопросов. Ведущей темой как и у Сократа остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон как и Сократ считает условием нравственных поступков истинное знание. Поэтому он продолжает работу С. по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного для всех, единого, объективного знания. Эта работа Платона с понятиями получила название диалектики. Этика рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества. Этическое учение Платона основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело (подобно делению Платона всего сущего на вечные и самосущие идеи и преходящие несамостоятельные вещи чувственного мира). Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении (все движущее себя само бессмертно и наоборот). По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае (для самых совершенных душ), остается в царстве идей. С учением о предсуществовании душ связана идея Платона о познании как припоминании. До воплощения в тело душа пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте, поэтому после воплощения чувственные явления для нее для нее лишь повод для того, чтобы как бы припомнить их подлинную сущность. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания как в античности, так и в последующие периоды развития философской мысли.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Целью Платона было создание модели совершенного человеческого общества  идеального государства.  Этика Платона не индивидуальная, как например у стоиков или эпикурейцев, а социальная. Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном гос-ве), аффективная или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины), вожделеющая или чувственная (сильно привержены к телесно-физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль обеспечивать материальную сторону жизни гос-ва).

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы