Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Классическая греческая философия: Платон, Аристотель, Cократ

Кроме того есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.

Согласно Платону справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

Тезисы (кратко):  Платон – основатель объективного идеализма. Познание  по  Платону – есть воспоминание  душой  своего  доземного существования.  Считал, что чувства обманывают человека. Метод познания - диалектика. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов  личной собственности, а также учение о общности женщин и гос воспитании детей.

Аристотель

Работы: "О душе", "Физика", "Категории" и др.

Тезисы (кратко): Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг   его идеалистическую теорию идей.  По  мнению Аристотеля  Платон  создал  идеальный сверхчувственный мир наряду с  миром реальным.  Идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал  -  материи  и формы. В  основе  мироздания  находится  неопределенный пассивный  субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется  активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет  роль  неподвижного  двигателя мира, к-рый един и вечен.

Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель как и Платон считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.

Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (+ощущение и возможность желания), разумная (+рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Материю Аристотель рассматривает как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы