Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология личности » Понятие личности в психологии

Атмосфера в школе может способствовать выработке работоспособности, а может вызвать к жизни чувство неполноценности, если ребенок не справляется с заданиями и его статус среди товарищей поэтому невысок;

Пятый кризис переживается в подростковом возрасте и связан с успешностью идентификации (т.е. усвоения присущих данному полу ролей).  Неблагоприятное течение может привести к распылению роли или путанице ролей;

Шестой кризис характерен для молодых людей; он связан с поиском любимого человека, с которым предстоит растить детей и который будет опорой в старости; если этот этап незавершен, то человек изолируется, замыкается на самом себе;

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте; он характеризуется развитием генеративности (чувства сохранения рода), повышенным вниманием к
детям и их успехам, что сплачивает семью и ведет к развитию близости. При небла-гоприятном течении кризиса семья "застывает" в псевдоблизких отношениях;

Восьмой кризис переживается во время старения и связан с подведением итога жизни; на этом этапе исходом может быть достижение чувства цельности жизни либо отчаяния, связанного с мыслью, что ничего нельзя изменить. Последователь Эриксона Пекк детализирует содержание восьмого кризиса. Он указывает, что чувство цельности жизни может развиться только в случае, если человек преодолевает три подкризиса:

  • переоценку собственного "Я" помимо профессиональной роли;
  • осознание и принятие факта ухудшения здоровья и старения тела;
  • исчезновение самоозабоченности, что позволяет без ужаса принять мысль о близкой смерти.

Теории личностных черт

Юнг предлагает классифицировать личности по двум главным признакам - экстраверсии или интроверсии. Экстравертированный тип, по его мнению, характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого "подобно магниту" притягивают к себе интересы, "жизненную энергию" человека, что ведет к его существованию за пределами себя, вовне, к отчуждению человека от себя самого. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность хорошая социальная адаптация. Для интровертированного типа характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность - а отсюда замкнутость, склонность к самоанализу, социальная пассивность, затрудненная социальная адаптация.

Айзенк предложил дополнить типологию Юнга еще двумя параметрами: степенью нейротизма (эмоционально-волевая неустойчивость, склонность к повышенной  тревожности) или эмоциональной стабильности. С учетом этих факторов, он получил «круговое» распределение личностных характеристик (так называемый "круг Айзенка").

Кэттел определил 16 измерений,  по которым можно оценивать личность:

  1. Скрытный - открытый
  2. Менее сообразительный - более сообразительный
  3. Подверженный эмоциям - эмоционально устойчивый
  4. Подчиняющийся - доминирующий
  5. Серьезный - беспечный
  6. Полагающийся на случай - добросовестный
  7. Застенчивый - дерзкий
  8. Твердый - чувствительный
  9. Доверчивый - недоверчивый
  10. Практичный - романтичный
  11. Прямой - хитрый
  12. Самоуверенный - боязливый
  13. Консервативный - авантюрный
  14. Стадный - независимый
  15. Неконтролируемый – контролируемый
  16. Спокойный - напряженный.

В отечественной психологии оценивают обычно личность с точки зрения ее активности, направленности,  устойчивости и изменчивости.

Направленность - совокупность устойчивых мотивов к деятельности, относительно независимых от конкретной ситуации.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы