Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психические процессы » Мышление

Известно множество примеров, когда решение проблемы пришло во сне или во время просоночного состояния или дремы, причем решение приходит уже в готовом виде, а промежуточные этапы исследователю абсолютно недоступны.

Четвертый этап - логическая оценка найденного решения, проверка путем сопоставления с первоначальными фактами.

Противоречат ли эти два подхода друг другу? Видимо, нет. Теория мыслительной деятельности Лурии представляет собой описание логического, осознанного механизма решения всех многочисленных повседневных задач, в то время как открытие Уоллеса раскрывает значение бессознательного в творческом процессе, направленном на получение принципиально новых решений проблем или принципиально новых объяснений тех или иных явлений действительности.

Теории интеллекта

Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения, при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться силами с окружающим миром".

Оценка интеллекта


Различными психологами предложены различные способы оценки интеллекта по раз-личным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по которым можно судить об интеллекте:

  1. Способность совершать счетные операции.
  2. Словесную гибкость, т.е. способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей.
  3. Вербальное восприятие, т.е. способность адекватно понимать устную и письменную речь.
  4. Пространственную ориентацию, способность представлять различные предметы в пространстве.
  5. Память.
  6. Способность к рассуждению, т.е.  решению проблем с использованием прошлого опыта.
  7. Готовность к перцепции, т.е. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.

Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4 (Р.Мейли) до 120 (Д.Гилфорд), что лишний раз свидетельствует о сложности проблемы.

Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Вине и выявлял "умственный" (ментальный) возраст ребенка в отличие от его хронологического возраста. Позже Векслер, Кэттел, Айзенк предложили свои тесты на оценку интеллекта взрослых и детей. Сейчас наиболее часто употребляемыми является тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Виды и уровни интеллекта

Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает поиск единственно правильного решения и представляет собой результат научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям.

Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями.

Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой общие способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого по мере накопления опыта в решении задач адаптации к среде формируется "кристаллический" интеллект, представляющий собой различные конкретные навыки и знания данного индивида.

Факторы, влияющие на формирование интеллекта.

Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на формирование интеллектуальных потенций.  Задержка умственного развития возможна:

  • при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна);
  • при нарушениях снабжения мозга формирующегося плода кислородом;
  • при нарушениях питания плода;
  • при некоторых заболеваниях матери в период беременности (например, краснуха и диабет);
  • при употреблении матерью многих лекарств, в особенности антибиотиков и транквилизаторов;
  • при употреблении матерью в период беременности наркотиков, алкоголя, при курении.

После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных способностей:

  • питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни;
  • богатая раздражителями окружающая среда, т.е.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2020 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы