Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века. Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история человечества?
- Направленность и смысл человеческой истории
- По каким законам происходит развитие
- Кто делает историю?
1) О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?
- деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство: трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.
- Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.
- Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.
- Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического процесса и цель.
Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.
Сейчас цель: -- установление нового мирового порядка, основанного на праве; -- свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать наибольшую возможность свободы для всех; -- необъектированные формы существования людей, а в субъективном мире человека – индивидуального счастья.
Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:
1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).
2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.
- 1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.
- 2. История – единство субъективного и объективного,
- независима от воли и желания людей,
- их история (Дальше у Ольги)
- 1. Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).
- народ
- роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль
- выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы, великие ученые, деятели литературы и искусства).