Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Периодизация человеческой истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы

Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века. Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история человечества?

-          Направленность и смысл человеческой истории

-          По каким законам происходит развитие

-          Кто делает историю?

1) О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?

-          деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство: трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.

-          Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.

-          Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.

  1. Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического процесса и цель.

Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.

Сейчас цель: -- установление нового мирового порядка, основанного на праве; -- свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать наибольшую возможность свободы для всех; -- необъектированные формы существования людей, а в субъективном мире человека – индивидуального счастья.

Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:

1)       Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).

2)       Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития.  Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.

  1. 1.    История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.
  2. 2.    История – единство субъективного и объективного,

-          независима от воли и желания людей,

-          их история (Дальше у Ольги)

  1. 1.    Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).

-          народ

-          роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль

-          выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы, великие ученые, деятели литературы и искусства).

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы