Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи могут быт определенны след. образом: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установлении степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич. нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.
Перечисленные выше параметры (см. билет 12 - 1) по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы. Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами: 1. недоразвитие: ранее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития (например, олигофрения) 2. задержанное развитие: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (например при задержки эмоциональной сферы - инфантилизм) 3. поврежденное развитие: (органическая деменция) 4. дефицитарное развитие связанно с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем, опорно-двигательных систем. 5. искаженное развитие - сложное сочетание 1, 2, 3 и 4 типов (например ранний детский аутизм) 6. дисгармоничное развитие (ряд психопатий). Как показывают данные клинического анализа, перечисленные выше варианты дизонтогенеза не являются самостоятельными образованьями, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.
.