В бытие человека и человеческого общества всегда возникала проблема идеи личности, проблема определить свою реальность (какие мы на самом деле). В человеке и его бытие есть два направления:
1) поведение, где человек не преследует никаких других целей, кроме утверждения себя как определенной целостности;
2) в человеческом бытие есть другая ценность – деятельность человека. Для утверждения своего сознания человек нуждается в таких явлениях, которые позволяют определить ему свою предметность.
Человек в процессе бытия сталкивается с рядом проблем:
1) бытие человека связано с реализацией способностей человека; что есть бытие?
2) Чем определяется содержание бытия?
3) Как изменить бытие? Бытие есть присутствие человека в данный момент времени в качестве определенной реальности.
4)Бытие реализуется посредством феномена причастности (к какому-либо делу, обществу, социальной группе)
В бытии человека присутствует момент смысла и значения. Природная среда сама по себе не является ценностью. Для человека она может приобрести качество ценности, когда он вступает с ней в отношения. В отношении «субъект-объект» возникает ценностная реальность. Человек изменяет систему бытия. Возникает мир ценностей. Ценности не сводятся к субъекту и объекту, они выше этого.
Ценность - это такая предметно-вещная и предметно-идеальная реальность, которая позволяет человеку реализовать свое бытие как человека и которая позволяет реализоваться потребностям человека. Ценность – любая материально-предметно-вещная или идеально-духовная реальность, которая позволяет человеку реализовываться во всей своей полноте, реализовать потребности как мотивы жизнедеятельности и преобразовать их. Эта реальность позволяет регулировать перспективные интересы человека.
Природа ценностей, несомненно, социальна. Они есть продукт исторической деятельности человека, кроме того, они обладают историческим характером.
Ценности обладают сущностью, которая определяет их специфику. С другой стороны, ценности – мера освоения человеком мира. Т. о. сущность ценности в том, что она позволяет реализовать относительно независимую реальность. История меняется, т. к. меняется ценностная ориентация. Реальность человека в том, какие ценности он исповедует. Они возникают только в общественных отношениях, но все-таки любой тип ценности имеет инвариантную структуру.
Человек как реальность есть носитель комплексов и интересов. Человек обладает сознанием, он создает идеальную реальность, проект своего бытия. Благодаря ценностям мир оживает для человека.
Принципы классификации:
1) в соответствии с материальным носителем:
- отдельный субъект
- общность
- человечество
2) в соответствии с потребностями и интересами человека
3) по степени распространенности, длительности и признательности бытия
4) в соответствии с природой и сущностью человека
Различают следующие типы ценностей:
1) - Материально-вещественные ценности. Это класс ценности изменчив, постоянно расширяется;
- Духовные, идеальные (эстетические, этические, нравственные) ценности;
- Социальные ценности, которые позволяют существовать в обществе; без которых не может существовать общество как надприродная система.
Главная » Шпоры » Философия » Понятие, природа и сущность ценности как общественного явления. Структура ценности. Принципы классификации и типология ценностей