Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Наука: особое познавательное отношение к миру. Демаркация науки и других и иных форм духовной деятельности (мифологии, религии, искусства, морали)

    Наука – развивающаяся система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, выполняющая функцию массового производства знаний и дающая возможность предвидения и преобразования действительности.
    Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, которая приходит на смену обыденному познанию.
    В содержание науки входят: целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории  с лежащими в их основе законами, а также приемы и методы исследования.
    Отличия научного познания от других видов деятельности:
2.    Наука – система точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях.
3.    Наука – результат практической и теоретической деятельности всего человечества.
4.    Наука не связана непосредственно с удовлетворением утилитарных потребностей человека. Для науки характерно признание ценности научного знания самого по себе.
5.    Наука формирует свои законы без ссылки на способы их использования с целю получения утилитарных эффектов.
6.    Наука разрабатывает свой специфический язык и различные методы, выступает как средство познания действительности.
7.    Наука имеет свой предмет познания.
8.    В науке изменяется роль субъекта познания (в отличие от обыденного познания  наука не просто регистрирует то, что наблюдает, но и строит опережающие гипотезы относительно будущих событий и существа явления).
9.    Наука требует специально подготовленных кадров.
Уровни научного познания: 1) эмпирический; 2) теоретический. В основе выделения эмп. теор. уровней лежат следующие критерии:
4.    На эмпирическом уровне мы познаем явления и формулируем эмпирические законы. На теоретическом уровне познается сущность явлений и рпоцессов.
5.    По формам фиксирования рез-ов. На эмпирическом уровне результат познания фиксируется в фактах. На теоретическом – гипотеза, теория
6.    По методам. На эмпирическом уровне – измерение, наблюдение и эксперимент. На теоретическом уровне мн-во методов (моделирование, аналогия, абсолютизация, восхождение от конкретного к абстрактному и др.)
Формы научного познания.
1)    Факт – достоверные знания опыта, правильность которых установлена мтодами, разработанными в науке.
2)    Гипотеза – предположение о новых законах или причинах для объяснения каких-либо вновь открытых явлений, связей и отношений.
3)    Теория – отражение глубинных связей, которые присущи определенной области явлений, единое системное знание об изучаемом круге объектов.
Главные проблемы современного научного познания:
1)    разработка правил вывода в связи с усложнением объектов теоретического познания;
2)    проверка теоретического знания;
3)    возникает при смене одной теории на другую.

Демаркация науки – это ее разделение на области и сферы деятельности. Наука возникает в античности из философии (ее черты: умозрительность, отсутствие эксперимента, рационализм, разнообразие позиций). В конце 5 в. до н.э. в античной науке выделяются: математика (Пифагор, Евклид); физика, механика (Архимед); астрономия (Гераклит); сравнительная биология; описательная зоология; история; философия.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы