В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. В данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном процессе в целом. Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эмпирическое» и «теоретическое» с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отожествлять друг с другом.
Эмпирическое познание не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные – данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке, использующем не только обыденные понятия, но специфические научные термины. Данные наблюдений нельзя свести только к формам чувственности – ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.
Рассм. отношение теоретического знания и рационального. Здесь мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического осмысления действительности. Но при построении теории используются также наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания (идеальный маятник, абсолютно твердое тело и др.). Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами, с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
В основе выделения эмп. теор. уровней лежат следующие критерии:
1. На эмпирическом уровне мы познаем явления и формулируем эмпирические законы. На теоретическом уровне познается сущность явлений и рпоцессов.
2. По формам фиксирования рез-ов. На эмпирическом уровне результат познания фиксируется в фактах. На теоретическом – гипотеза, теория
3. По методам. На эмпирическом уровне – измерение, наблюдение и эксперимент. На теоретическом уровне мн-во методов (моделирование, аналогия, абсолютизация, восхождение от конкретного к абстрактному и др.)
Формы научного познания.
1) Факт – достоверные знания опыта, правильность которых установлена мтодами, разработанными в науке.
2) Гипотеза – предположение о новых законах или причинах для объяснения каких-либо вновь открытых явлений, связей и отношений.
3) Теория – отражение глубинных связей, которые присущи определенной области явлений, единое системное знание об изучаемом круге объектов.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Рацонализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума.
Главная » Шпоры » Философия » Соотношение чувственного рационального, эмпирического и теоретического уровней в современном научном познании