Еще с античной философии возникло два подхода к решению проблемы движения и его связи с материей. Под движением понимается любое изменение от перемещения небесных и земных тел до мышления. Два подхода: Гераклит – все течет, все меняется. Аристотель – «Как бы то ни было, не сам субстрат вызывает собственную перемену. Я разумею, что, например, не дерево и не медь причина изменения самих себя и не дерево делает ложе, и не медь изваяние, а нечто другое есть причина изменения, а искать это другое значит искать нечто иное, а значит то откуда начало движения». С точки зрения Гераклита материя не может не двигаться, с точки зрения Аристотеля может двигаться, а может не двигаться. (Во времена Аристотеля покой понимался абсолютно т.е. полное отсутствие движения. Атом считался неделимым источник движения надо искать вне атома). И только уже в новое время стали появляться другие взгляды.
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями объекта происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Понятие «движение» и «развитие» необходимо различать. «Движение» – более широкое понятие. Движение обладает рядом общих свойств: материальность, объективность, противоречивость, относительность. Движение есть единство абсолютности и относительности. Движение есть атрибут материи. Каждое отдельное движение стремится к равновесию, а совокупные движения выводят из равновесия.
Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов, Энгельс предложил следующую классификацию:
1) механическое;
2) физическое;
3) химическое;
4) биологическое;
5) социальное движения материи.
Принципы классификации за столетия не изменились, но знание новых уровней организации материи повлияло на классификацию. Наука 20 в. открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные со взаимодействием элементарных частиц и субэлементарного уровня, процессы мегамира – галактические взаимодействия и расширение Мегагалактики.
Главная » Шпоры » Философия » Проблема движения и его связи с материей. Проблема классификации форм движения материи и отражающих их наук