Работы: «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь» и др. Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов.
Соловьев начинает с того, на чем остановились славянофилы – согласования веры и разума. Согласно ему, человеческое знание выражается в трех формах, имеющих в виду: истинность материальную (наука), логическую (философия) и абсолютную (теология). Теология в соединении с философией и наукой образует свободную теософию или цельное знание. Основой этого знания является откровение, как мистическое начало. Однако, взятое само по себе, оно еще не образует цельного знания. Для этого ему необходимо:
1) подвергнуться рефлексии рассудка;
2) получить подтверждение со стороны эмпирических фактов.
В цельном знании мистицизм определяет верховное начало и конечную цель всего познания. Эмпирические факты служат внешним базисом, а рационализм является логическим каркасом всей системы. В этой системе вера является источником знания о трансцендентном мире или всеедином целом, каковым для человека является бог. Человек занимает промежуточное положение между безусловным началом и миром явлений. Однако, это не традиционный философский дуализм, а эволюционный процесс постепенного развития бытия от мертвой материи до разумного и нравственного царства.
В споре между сторонниками креационизма и эволюционизма С. Занимает как-бы промежуточное положение. Согласно ему, мир сотворен из ничего и ему заданы горизонты развития. Внутри этих заданных рамок действуют причинно-следственные связи и законы эволюционного развития. Т. о. мир развивается эволюционно в рамках сотворенного.
Прогресс человеческого духа совершается лишь по одному пути – личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, когда к ним присоединяется воздействие свыше или то, что называется благодать. Эти нравственные усилия человека в сочетании с благодатью образуют у С. То, что называется Богочеловеком и Богочеловечеством.
Центральной в учении С. является идея «всеединства сущего», которое рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и воплощение. Безусловное «всеединство» (совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического (основа, включающая веру в безусловное существование предмета познания, интуицию, творчество), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. С. отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц («свободная теократия») или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества – преодоление эгоизма и вражды и создание на земле «царства божьего», где будут разрешены социальные противоречия.
Тезисы: Общественно-историческая задача философии — спасение человека и человечества.
Главная » Шпоры » Философия » Философия Всеединства В.С. Соловьева