Ядро личности
Тенденция ядра. Стремление к выражению «Я» или проприума (так называемому проприативному функционированию) и к удовлетворению биологических потребностей, связанных с выживанием (так называемому оппортунистическому функционированию). «Я» определяется феноменологически; функционирование в соответствии с «Я» полагается более важным и релевантным человеческой природе, нежели функционирование в соответствии с потребностями выживания, и между двумя тенденциями существует некоторый конфликт. Стремление к выживанию должно быть удовлетворено первым, и после этого основным становится стремление к выражению «Я».
Характеристики ядра. Оппортунистическое функционирование связано с биологическими особенностями (потребность в пище, воде, воздухе и т. д.), проприативное функционирование — с ощущением своего тела, самоидентичностью, самоуважением, расширением своего «Я», рациональным решением проблем. «Я»-образом и проприатив-ным стремлением. Проприативное функционирование проактивно (оказывает влияние на окружающий мир), тогда как оппортунистическое реактивно (находится под влиянием окружающего мира).
Развитие
Стадии развития не выделены. Предполагается, что в момент рождения организм оппортунистичен, он нуждается в питании и заботе. Если удовлетворению биологических потребностей ничто не препятствует, то формируется проприативное функционирование. К концу первого года жизни начинает формироваться ощущение своего тела, на втором и третьем годах формируется самоидентичность и затем «Я»-образ, в период между 6 и 12 годами — способность рационального решения проблем. В подростковом возрасте увеличивается проприативное стремление. Хотя различные проприативные функции начинают формироваться в разные периоды жизни, к моменту достижения взрослости они уже выражаются в комплексе. Предпосылкой такого функционирования является достаточный уход и поддержка в детстве. Если их недостаточно, проприативное развитие нарушается и во взрослом возрасте оппортунистическое функционирование продолжает играть главенствующую роль. Переход от оппортунистического к проприативному функционированию совершается в соответствии с принципом функциональной автономии, заключающимся в том, что поведенческий паттерн, изначально нацеленный на удовлетворение биологических потребностей, может стать абсолютно самостоятельным аспектом существования и проявляться уже после того, как данная биологическая потребность утеряла свою значимость.
Периферия личности
Типология не разработана. Основной конкретной периферической характеристикой является личностная диспозиция, представляющая собой генерализованную нервно-психическую структуру (уникальную для данного человека), в соответствии с которой ряд стимулов воспринимается как функционально эквивалентный; личностная диспозиция отвечает и за продуцирование и управление согласованными формами адаптивного и стилистического поведения. Личностные диспозиции могут быть как динамическими (мотивационными), так и экспрессивными (стилистическими). Личностные диспозиции — элементы, составляющие и выражающие индивидуальность каждого отдельного человека. Говоря о личностных диспозициях, Олпорт придерживался морфогенического (идеографического) подхода, предполагающего поиск законов, которые нужно применять не к объяснению групп или типов, а к объяснению отдельного человека. Понятие общей черты — абстракции, описывающей средний, а не частный случай, — имеет меньшую значимость. Для изучения общих черт следует воспользоваться нсшо-тетическим подходом, цель которого — выявление законов посредством нахождения генерализации.
Учитывая столь выраженный акцент Ол-порта на индивидуальности человека, неудивительно, что он не предлагал описание содержания личностных диспозиций. Ближе всего он подошел к этой цели при разработке критериев зрелости, среди которых были выделены следующие: расширение «Я», способность устанавливать теплые отношения с окружающими (основанная, в частности, на терпимости к людям), самопринятие или эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмора, целостная жизненная философия с четко определенными ценностными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть. Эти критерии зрелости можно рассматривать как результат выражения проприативных функций.