Ядро личности
Тенденция ядра. Исходная версия: стремление к удовлетворению (биологическое по своей природе) и стремление, к безопасности (психологическое по своей природе). Пересмотренная версия: максимизация удовлетворения при одновременной минимизации переживания незащищенности.
Характеристики ядра. Релевантными стремлению к удовлетворению являются биологические потребности, например потребности в пище, воде, воздухе, сексуальных контактах и выделении. Как биологические, так и психологические основания имеют мотив власти (приводящий к состоянию, характеризуемому ощущением силы или доминирования) и желание физической близости (или избегание одиночества). Обе характеристики, берущие начало в биологической природе личности, неизбежным образом фрустрируются в ходе жизни, что приводит к возникновению чувства незащищенности. Салливан вводит понятие динамизма, представляющее собой относительно устойчивую структуру энергии, проявляющуюся в особенностях взаимоотношений человека с окружающими. Он говорит об оральном динамизме, который состоит из голода и удовольствия при стимуляции рта, и динамизме желания, связанном с сексуальными потребностями и удовольствием. Самым главным является самодинамизм, представляющий собой комплекс самоопределений, преимущественно неосознаваемых и формирующихся на основе переживания человеком одобрения и неодобрения окружающих; самодинамизм способствует такому поведению человека, которое позволяет избежать чувства незащищенности, вызванного неодобрением.
Развитие
Стадии:
Младенчество (заканчивается с созреванием способности к речевому поведению) — период, когда человек практически беспомощен. Форму его существования Салливан обозначает как прототаксис, или фактическое отсутствие различия между «Я» и внешним миром. Такая форма опыта приводит к возникновению защиты по типу диссоциации (что аналогично выделяемому Фрейдом подавлению). Предпосылкой конфликта являются беспомощность ребенка и особенности родительского реагирования. Ближе к концу периода младенчества начинается развитие паратаксиса, предполагающего способность человека дифференцировать себя из внешнего мира, однако эта дифференциация не предполагает поиска оснований для этого разделения. Это в комплексе со способностью к речевому поведению приводит к формированию паратаксических символов хорошей матери и плохой матери (соотносящихся с переживанием одобрения и неодобрения). Их аналогами являются одновременно возникающие самодинамизмы хорошего «Я» и плохого «Я». Эти стереотипы одобрения и неодобрения проявляются посредством защитного поведения по типу паратаксического искажения (приписывания символам значения, позволяющего снять тревогу, вне зависимости от тех значений, которые приписываются этим стимулам в обществе).
Детство (заканчивается с появлением потребности в сверстниках) — период, когда ребенок познает существенные характеристики своей культуры. Основное влияние на развитие личности продолжают оказывать родители. Происходит дальнейшее развитие само динамизма. Если при общении с родителями чувство незащищенности не превышает тех пределов, которые в принципе неизбежны, ребенок научается еще одной форме защитного поведения, а именно сублимации (выражения импульсов только в том виде, который принимается обществом и не вступает в противоречие с само динамизмом), которая человеком не осознается. Одним из драматических событий детства является трансформация недоброжелательности (ощущение человеком того, что он живет среди врагов); если она становится достаточно сильной, ребенок утрачивает способность позитивно реагировать на доброжелательные советы окружающих.
Подростковый возраст («Ювенильная эра») — время, когда человек становится социальным, начинает вступать в отношения кооперации и конкуренции, постигать суть общественного отвержения и пренебрежения, а также идентификации с группой. Подростки научаются тому, как избегать того, что неинтересно, у них появляются стереотипы, кроме того, они научаются проводить более четкую грань между фантазией и реальностью. Зрелая форма существования, синтаксис, начинает складываться именно в этот период. Она характеризуется полным пониманием логических взаимосвязей между используемыми символами, осознанием и принятием используемых в обществе значений этих символов.
Предъюношеский возраст (заканчивается формированием сексуального динамизма желания) — период, характеризующийся потребностью в установлении близких отношений со сверстником того же пола. Основная задача этого периода — начало перехода от эгоцентризма к любви. Отношения между сверстниками в этот период отличаются чувством равенства и взаимности. Эти переживания закладывают основу для преодоления стереотипов подросткового периода.
Юношеский возраст подразделяется на раннюю фазу (продолжающуюся до установления устойчивых паттернов удовлетворения генитальных драйвов) и позднюю фазу (продолжающуюся до полной межличностной зрелости). Очевидно, что задача юношеского периода заключается в том, чтобы привыкнуть к существованию динамизма желания. Весьма часто у подростка возникают такие проблемы с интеграцией личности, решить которые очень сложно, и он регрессирует к подростковому периоду, утрачивая ценности предъюношеского периода. В результате формируется эгоцентрическая личность. Однако если человек в этом периоде сталкивается с минимумом противостояния, он станет зрелой личностью, способной устанавливать с окружающими близкие отношения.
Периферия личности
Салливан выделяет ряд синдромов, каждый из которых характеризуется совокупностью черт, хотя они и не слишком специфичны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.
Самопоглощенная личность характеризуется аутентическим (прототаксическим) мышлением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери. Всех окружающих такой человек делит на исключительно замечательных и абсолютно несносных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраивается, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым. Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлечения чем-либо, как правило, заканчивающимися глубоким разочарованием.
Безнадежная личность настроена враждебно по отношению ко всем, за исключением тех, кого она считает ниже самой себя.
В подростковый период такую личность побеждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррациональности происходящего, однако не предпринимает никаких конструктивных действий.
Не2ативистская личность характеризуется самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незначимости. Негативизм используется как способ получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих. Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попытка достичь согласия всего лишь замаскированное стремление нанести удар оппоненту.
Неинтегрированная или психопатическая личность — это такая личность, у которой практически отсутствует само динамизм; она представляет собой набор не согласующихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.
Заика — человек, чье нарушение развития выражается в специфическом использовании языка (языку как выражению личности в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).
Личность, одержимая амбициями, характеризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.
Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых часто присутствует и чувство собственной значимости. Проблемы коренятся в его убеждении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружающими в дружелюбной и внимательной манере.
Неадекватная личность строит свои отношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот синдром часто возникает вследствие добровольного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным родителем.
Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представителям своего пола; как правило, это — результат конфликта в подростковом периоде, когда такие отношения не выходят за пределы нормы.
Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.