Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология как наука » Теория Эриксона

Ядро личности

Тенденция ядра. Аналогично позиции Фрейда, однако особый акцент делается на тот аспект функционирования, который не обусловлен стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

Характеристики ядра.

Ид. Аналогично позиции Фрейда.

Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако постулируются такие эго-процессы (напри­мер, рациональное мышление и реалистическое восприятие), которые не связаны с конф­ликтом между человеком и обществом. Пола­гается, что эго носит отчасти врожденный характер и обладает механизмами наподобие эго-инстинктов.

Суперэго. Аналогично позиции Фрейда.

Развитие

Стадии  психосексуального развития.

Аналогично позиции Фрейда, однако умень­шается акцент на биологическую сексуальность при увеличении внимания к психосо­циальным аспектам конфликта между ре­бенком и родителями. Развитие как процесс, длящийся всю жизни человека, подразделяет­ся на 8 стадий.

Фиксации. Аналогично позиции Фрейда.

Доверие либо недоверие (аналогично ораль­ному характеру в концепции Шрейда). Выра­женность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Автономия либо стыд и сомнение (ана­логично анальному характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного по­люса определяется степенью интенсивности конфликта.

Инициатива и ответственность либо чувство вины (аналогично фаллическому ха­рактеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Трудолюбие либо чувство неполноцен­ности (аналогично латентной стадии в кон­цепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интен­сивности конфликта.

Идентичность либо ролевая диффузия (с началом пубертатного периода до конца подросткового возраста). Конфликт обуслов­лен навязываемой обществом задачей пре­вращения подростка в активно действующе­го и независимого взрослого и трудностями при осуществлении этой задачи. Выражен­ность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Интимность либо изоляция (период ранней взрослости). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей установ­ления тесных и удовлетворяющих отноше­ний и сложностями при ее осуществлении. Выраженность того или иного полюса оп­ределяется степенью интенсивности конф­ликта.

Продуктивность либо стагнация (пери­од средней взрослости). Конфликт обуслов­лен навязываемой обществом задачей отказа от непосредственных собственных забот по воспитанию детей и передаче своего опыта другим людям. Выраженность того или ино­го полюса определяется степенью интенсив­ности конфликта.

Эго-интегрированность либо отчаяние (с периода средней взрослости до окончания жизни). Конфликт вызван уменьшением с возрастом количества социальных и биологи­ческих ролей и трудностями, возникающими при этом. Выраженность того или иного по­люса определяется степенью интенсивности конфликта.

Периферия личности

Эриксон не говорит об этом прямо, но, по-видимому, выделяет типы характера, представ­ляющие собой совокупности черт, соотноси­мых с какой-либо из восьми стадий. По­скольку развитие человека длится всю жизнь, необходимо знать не только историю его фик­саций, но и возраст; только сумма этих зна­ний позволяет определить личностные особен­ности. К примеру, для пожилого человека, не переживавшего фиксаций в ходе жизни, будут характерны эго-интегрированность, продуктив­ность, интимность, идентичность, трудолюбие, инициативность, автономия и доверие, тогда как молодой человек, также не имевший опыта фиксаций, по-видимому, еще не будет отли­чаться продуктивностью и эго-интегриро-ванностью. Фиксация на одной из стадий оказывает влияние на весь ход последующего развития. Так, если молодой человек пережи­вает изоляцию, а не интимность, он, скорее всего, обладает по крайней мере одной нега­тивной чертой, обусловленной не решенным конфликтом на одной из предыдущих стадий.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы