Ядро личности
Тенденция ядра. Аналогично позиции Фрейда, однако особый акцент делается на тот аспект функционирования, который не обусловлен стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.
Характеристики ядра.
Ид. Аналогично позиции Фрейда.
Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако постулируются такие эго-процессы (например, рациональное мышление и реалистическое восприятие), которые не связаны с конфликтом между человеком и обществом. Полагается, что эго носит отчасти врожденный характер и обладает механизмами наподобие эго-инстинктов.
Суперэго. Аналогично позиции Фрейда.
Развитие
Стадии психосексуального развития.
Аналогично позиции Фрейда, однако уменьшается акцент на биологическую сексуальность при увеличении внимания к психосоциальным аспектам конфликта между ребенком и родителями. Развитие как процесс, длящийся всю жизни человека, подразделяется на 8 стадий.
Фиксации. Аналогично позиции Фрейда.
Доверие либо недоверие (аналогично оральному характеру в концепции Шрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Автономия либо стыд и сомнение (аналогично анальному характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Инициатива и ответственность либо чувство вины (аналогично фаллическому характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Трудолюбие либо чувство неполноценности (аналогично латентной стадии в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Идентичность либо ролевая диффузия (с началом пубертатного периода до конца подросткового возраста). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей превращения подростка в активно действующего и независимого взрослого и трудностями при осуществлении этой задачи. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Интимность либо изоляция (период ранней взрослости). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей установления тесных и удовлетворяющих отношений и сложностями при ее осуществлении. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Продуктивность либо стагнация (период средней взрослости). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей отказа от непосредственных собственных забот по воспитанию детей и передаче своего опыта другим людям. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Эго-интегрированность либо отчаяние (с периода средней взрослости до окончания жизни). Конфликт вызван уменьшением с возрастом количества социальных и биологических ролей и трудностями, возникающими при этом. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.
Периферия личности
Эриксон не говорит об этом прямо, но, по-видимому, выделяет типы характера, представляющие собой совокупности черт, соотносимых с какой-либо из восьми стадий. Поскольку развитие человека длится всю жизнь, необходимо знать не только историю его фиксаций, но и возраст; только сумма этих знаний позволяет определить личностные особенности. К примеру, для пожилого человека, не переживавшего фиксаций в ходе жизни, будут характерны эго-интегрированность, продуктивность, интимность, идентичность, трудолюбие, инициативность, автономия и доверие, тогда как молодой человек, также не имевший опыта фиксаций, по-видимому, еще не будет отличаться продуктивностью и эго-интегриро-ванностью. Фиксация на одной из стадий оказывает влияние на весь ход последующего развития. Так, если молодой человек переживает изоляцию, а не интимность, он, скорее всего, обладает по крайней мере одной негативной чертой, обусловленной не решенным конфликтом на одной из предыдущих стадий.