Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания - забывания - истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания. Как принцип сохранения отсутствующего переживания вытеснение впервые описал Фрейд. Среди причин подобного явления он указал намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Вытесняя травмирующий мотив, человек апеллирует к ложному, скрывая истинное положение не только от других, но и от себя. Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей - проявлениям инфантильности, фантазированию. Вытеснение осуществляет защиту от внутренних конфликтов в большей мере, чем от внешних травмирующих воздействий. Типичный пример вытеснения. Можно услышать от женщины: "Я не могу рожать второго ребенка, так как слаба здоровьем". На самом деле не исключено, что это мотив ложный, выдвигаемый вместо вытесненного нежелания вновь ограничивать свою свободу множеством бытовых забот.
Что значит избавиться от тревоги, забыть страхи, не изменяя реальной ситуации? Это значит произвести коррекцию в своей системе ценностей, перестроить иерархию установок, внести изменения в картину мира, т. е. сделать нечто такое, чтобы та же ситуация оценивалась бы не столько трагично или забылась вообще. Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так. врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: "Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза. Другой пример приводит академик Н.М. Амосов: "Умирал Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима. как и предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально. И он поверил. Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный, здравомыслящий профессор, хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца". Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: "Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни, уже усилившиеся, вспомнила все". Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям - с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось.
Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.
Если выбор профессии сделан вынужденно, то представление о работе, о своем месте в будущей деятельности может быть насыщено отрицательными переживаниями и поэтому вытесняться из сознания. Вот пример из работы Е.В. Новиковой и И.А. Хухрева. Девочка - отличница., краса и гордость семьи и шкоды, победительница олимпиад, готовит себя к карьере переводчицы. По окончании школы она подает заявление о поступлении в университет, но не проходит по конкурс). Расстроенная неудачей и под давлением родителей, она соглашается на компромисс - поступает в педагогический институт. Однако, при этом она обещает себе не соглашаться на работу в школе, а, получив диплом, вернуться к своей мечте и стать переводчицей. Здесь провозглашен ложный мотив-движение к работе переводчика через педагогический вуз. Этот ложный мотив снял внутренний конфликт, возникший из-за неудачи при поступлении в университет, и позволил ей временно обрести психическое равновесие. Если за время обучения девушка не изменит своего отношения к профессии учителя, то ей будет трудно учиться: многое будет представляться ей ненужным и восприниматься как довесок к работе переводчика. Она будет гнать от себя мысль о том, как будет работать в школе, способна ли взаимодействовать с детьми. Попав по окончании института и школу, такая учительница окажется неподготовленной ни психически, ни профессионально, что обострит ее внутренний конфликт.
Таким образом, вытеснение обнаруживается в ошибках припоминания, поскольку ход мысли изменяется сплою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного или тесно связанного с ним по ассоциации.