Идентификация-разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств, желаемых, но недоступных. Подобная обратная проекция еще в детстве помогает формировать систему ценностей и всю жизнь преодолевать чувство собственной неполноценности, недостатки своего характера, развивая у себя желаемые свойства и качества. Таким образом, идентификация - это процесс, в котором человек заимствует мысли, чувства или действия у другого человека, выступающего в качестве модели. Вообразив себя на месте модели, он может испытать состояние сочувствия, соучастия, эмпатии, т.е. понять, почувствовать другого через себя.
Идентификация развивается в детских ролевых играх -дочки-матери, пожарники, космонавты и т. д., выступая одним из механизмов становления самосознания. С ее помощью ребенок усваивает образцы поведения других значимых для него людей, т. е. активно социализируется. Она опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т. е. участвует в формировании "сверх-Я". Отсюда ясно, как важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества.
Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из этих элементов формирует свой идеал внутреннее представление, каким бы он хотел стать. Идеал постоянно развивается и дополняется разным образом в зависимости от возраста. Дошкольники подражают своему идеалу-любимому герою, копируя его в целом, все его качества -положительные и отрицательные. У младших школьников идеалы все еще имеют конкретный характер, воплощаясь в определенном человеке - учителе, родителе, товарище. Подростки уже способны отделить положительные черты от отрицательных и избирательно подражать отдельным свойствам людей. Поэтому в качестве идеалов у них выступают обобщенные образы как совокупность желаемых черт многих знакомых людей и литературных героев. Идентификация с героем помогает человеку встать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и. таким образом, научиться интерпретировать свои сходные состояния.
Осознание своих недостатков, особенно по сравнению с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешать по-разному закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, и, наконец, полюбить идеал. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше, создавать себе идеалы, предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного достоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя причастным к чему-то выше, лучше себя. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.
Известно, что если кто-то осознанно приобщает кого-то к своим ценностям - это процесс воспитания. Когда же человек сам по внутреннему побуждению приобщается к ценностям другого или обобщенным идеалам, это самовоспитание. Важно подчеркнуть, что идентификация служит средством самовоспитания, а ее основу составляет эмпатия как чувство эмоциональной общности, отождествления с чувствами и состояниями другого человека.
Проекция и идентификация имеют свои ограничения как исключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его ценностями означают прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.